Нормы конституционного права - это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативно-правовыми актами и обеспечиваемые государственным принуждением

Система конституционного права

Казалось бы, что этот вопрос довольно простой и не может быть предметом дискуссий. Тем не менее, в литературе он трактуется не однозначно. Одни ученые называют три составных элемента системы конституционного права: принципы конституционного права, конституционно-правовые институты и нормы конституционного права.

Авторы же «Энциклопедического словаря по конституционному праву», изданного в Москве в 2000 г. под ред. С.Авакьяна, в число структурных элементов системы конституционного права включают два элемента - институты и нормы. О принципах они речь не ведут. Полагаем, что данная позиция более верная, ведь система права - это его внутреннее строение, определенный порядок организации.

Безусловно, та или иная отрасль права строится на соответствующих принципах и должна им отвечать. В то же время эти принципы есть не что иное, как отражение норм, посредством которых они материализуются. И именно эти нормы, а не принципы можно сгруппировать и расположить в определенной последовательности, создавая систему отрасли права. Принципы же (например, демократизм, народовластие и др.) пронизывают всю отрасль конституционного права, всю Конституцию или же многие ее разделы и главы. Поэтому принципы в систему права включать, на наш взгляд, не следует.

Система конституционного права — это совокупность конституционно-правовых норм, сгруппированных по институтам в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых ими общественных отношений.

Основой для создания системы конституционного права служат разделы Конституции Республики Беларусь. Она включает следующие правовые институты:

· основы конституционного строя;

· личность, общество, государство;

· избирательная система, референдум;

· Президент, Парламент, Правительство, Суд;

· местное управление и самоуправление;

· прокуратура, Комитет государственного контроля;

· финансово-кредитная система;

· действие Конституции и порядок ее изменения.

Конституционно-правовые нормы и институты

Иными словами, к конституционно-правовым нормам относятся те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

В статье Конституции или закона может содержаться одна или несколько норм конституционного права. Например, ст.17 Конституции Республики Беларусь определяет, что «государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Данная статья содержит одну норму (правило). Но во многих случаях в статьях Конституции или закона содержится несколько норм. Например, ст.118 Конституции Республики Беларусь определяет, что «местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 4 года». Данная статья содержит две нормы. Во-первых,местные Советы депутатов избираются гражданами только соответствующих административно-территориальных единиц. Во-вторых, устанавливается срок избрания местных Советов депутатов - на 4 года.


Рассматривая конституционно-правовые нормы, следует отметить, что им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и особенности, выделяющие их в самостоятельную отрасль системы права. По сравнению с другими нормами права они отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены;

2. Источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы, выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права - в Конституции Республики Беларусь;

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм регулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов;

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы устанавливают обязательный для создания всех норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти;

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве);

6. Специфическим характером субъектов. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, высшие государственные органы;


7. Особенностями структуры. Принято считать, что правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, очень важная конституционно-правовая норма содержится в ст.79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является главой государства». В ней есть только одна диспозиция, и нет ни гипотезы, ни санкции. Однако их отсутствие не лишает ст.70 характера правовой нормы, т.к. она определяет положение Президента Республики Беларусь как главы государства.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в ст.94 Конституции говорится, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза (при отказе в доверии правительству) является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является то, что в них, как правило, отсутствуют санкции, а если они и имеются, то носят не конкретный, а общий характер. Так, ст.64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются согласно закону. То есть, данная норма не определяет конкретную меру ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: