Чем ниже значение показателя природоемкости, тем эффективнее работает экономика страны (на макроуровне) или данной отрасли (на отраслевом уровне)

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время производится согласно Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2008 № 182 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 5 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА № 204 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

Для расчета ущерба за загрязнение атмосферного воздуха необходимо знать массу каждого из загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду из различных источников выбросов (стационарных и передвижных, горячих и холодных, высоких и низких и т.п.), которая определяется расчетным или экспериментальным способами с использованием данных статистической отчетности по выбросам.

При расчете ущерба за загрязнение водных объектов учитывается влияние характеристик и массы загрязняющих веществ не только на качество воды, но и на биопродуктивность водного объекта.

При определении ущерба за загрязнение земельных ресурсов учитывается, как правило, кроме площади загрязненных земель, нормативная стоимость освоения новых земель или стоимость рекультивации.

При расчетах как ущерба по средам, так и интегрального ущерба, используются различные коэффициенты (коэффициент экологической ситуации, коэффициент экологической значимости, коэффициент индексации и др.).

Практически любой вид хозяйственной деятельности связан с негативным воздействием на окружающую среду, которое проявляется в виде химического, физического, биологического или механического загрязнения экосистем и их компонентов.

В экономическом механизме охраны окружающей среды для приведения экономического состояния субъекта воздействия в зависимость от произведенного негативного воздействия (эффекта) применяется принцип платности и экономической ответственности за производимое воздействие и его последствия.

С момента регистрации Вашего юридического лица или Вас в качестве индивидуального предпринимателя возникает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку организация, имеет в штате с момента регистрации минимум 1 человека – директора, и предприятие с этого момента становится источником образования (и последующего размещения) отходов IV класса опасности (9120040001004) Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) при удельной норме образования в расчёте на одного сотрудника учреждения 0.25 м3 (0.05 т) в год.

При этом применяемая в настоящее время статья 8.41. КоАП РФ (Кодекса об административных правонарушениях РФ) предусматривает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ,

· сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,

· размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Расчет представляется плательщиками в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъектам Российской Федерации, по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия (далее – стационарный объект) и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия (далее - передвижной объект). По каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный Расчет. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет состоит из:

· Титульного листа; Расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду;

· Раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;

· Раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;

· Раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты»;

· Раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Расчёт платы является основанием для осуществления платежей в бюджет, которые по своей природе не являются налоговыми платежами, а являются компенсационной выплатой на восстановление условий благоприятной окружающей среды, нарушаемых в связи с хозяйственной деятельностью.

В «Концепции устойчивого экономического развития» предусматривается, что добыча невозобновляемых ресурсов должна стать нормативной, а использование возобновляемых следует осуществлять хотя бы в рамках простого воспроизводства. И то, и другое накладывает ограничения на извлечение ресурсов из природы. Но экономический рост искусственно остановить нельзя, а он требует все новых и новых ресурсов. Где выход из очевидного тупика?

Решение этой проблемы заключается в повышении эффективности использования природных ресурсов, в сокращении отходов производства. Величиной, характеризующей эффективность использования природных ресурсов на всех ступенях их переработки, превращения в товары и продажи, является природоемкость .

Экономическая теория выделяет два уровня этого показателя:

· макроуровень, характеризующий всю экономику страны;

· продуктовый (отраслевой) уровень.

Природоемкость на макроуровне равна отношению стоимости всех природных ресурсов, использованных в стране за год, к ВВП (валовому внутреннему продукту). К сожалению, как было показано выше, адекватная оценка стоимости природных ресурсов является весьма непростой задачей. Как правило, она оказывается сильно заниженной, поэтому заниженным получается и показатель природоемкости. В качестве частных показателей на макроуровне используют величины энергоемкости, металлоемкости и т.п.

На отраслевом (продуктовом) уровне природоемкость определяется количеством природного ресурса для производства единицы продукции (например, количество древесины, необходимое для производства 1 т бумаги).

Численное значение показателя природоемкости, как правило, ни о чем не говорит, важны их сравнительные величины, например, при оценке разных технологий производства одного и того же продукта, при сравнении экономических показателей за разные годы (в одной стране) или в сравнении с другими странами.

В современной России показатели природоемкости очень высоки как на отраслевом, так и на макроуровне. Энергоемкость в России в 11 раз выше, чем в Японии, в 7 раз выше по сравнению с Германией, в 4 раза выше, чем в США. На производство 1 т бумаги Россия тратит древесины в 4,6 раза больше, чем США, в 5,3 раза больше, чем Швеция и в 6,4 раза больше, чем соседняя Финляндия.

Очевидно, что одной из важнейших экономических задач России является снижение природоемкости на отраслевом и макроуровне в 2—3 раза. Уменьшение природоемкости должно связывать два процесса в народном хозяйстве: с одной стороны, сокращение или стабилизацию потребления природных ресурсов, другой — рост выпуска продукции за счет внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, использования вторичного сырья и т.п.

Главными мировыми экономическими принципами ООС и рационального природопользования являются платность природопользования и принцип «загрязнитель платит ». В совсем еще недавние времена советскому человеку трудно было осознать, что за пользование природными благами (чистой водой и воздухом, лесом, землей) следует платить. Это неудивительно, поскольку богатства природы были народными, а значит — ничьими. Принцип платности природопользования мог возникнуть только как результат рыночных отношений.

В России существует два уровня платы за право пользования природными ресурсами:

· плата за право пользования в рамках определенных лимитов, которую рассчитывают, исходя из тарифов, установленных за единицу природного ресурса — тонну чистой воды, гектар сельскохозяйственных угодий и т.п. Лимиты устанавливают для каждого природопользователя в отдельности, а необходимые платежи он включает в себестоимость своей продукции.

· плата за сверхлимитное, т.е. нерациональное использование природного ресурса. В этом случае природопользователь платит по пятикратному тарифу, поскольку такой платеж приравнивается к штрафу, а необходимые суммы берутся уже из прибыли предприятия.

Принцип «загрязнитель платит» также реализуется на двух уровнях:

· платежи за загрязнение ОС в рамках нормативов ПДС и ПДВ, которые рассчитываются для каждого природопользователя и включаются в себестоимость продукции предприятия;

· платежи за загрязнения, превышающие нормативы ПДС и ПДВ, установленные для данного природопользователя; в этом случае за каждую единицу массы или объема сверхнормативного загрязнения он платит в пятикратном размере; платежи считаются штрафами, а выплачиваемые суммы предприятие берет из прибыли. Если предприятие не оснащено очистными сооружениями, то возможна ситуация, когда вся его прибыль уйдет на штрафы за загрязнение ОС, т.е. его деятельность становится нерентабельной.

Прокомментируем теперь экономическое стимулирование ООС и рационального природопользования. Прежде всего, отметим, что любая природоохранная деятельность экономически убыточна, поскольку требует дополнительных затрат, которые увеличивают стоимость продукции. Именно поэтому любого природопользователя надо принуждать строить очистные сооружения, экономить природные ресурсы, чтобы не наносить ущерба природе. Что касается экономического механизма стимулирования ООС, то он направлен на то, чтобы сделать природоохранные мероприятия экономически выгодными.

Итак, система экономических инструментов природоохранной деятельности включает:

· Налоговую политику — введение экологических («зеленых») налогов, которые способствовали бы решению двух задач:

o ценообразование продукции должно быть упорядочено, т.е. ее стоимость должна включать затраты природных ресурсов и ущерб ОС;

o компенсировать экологический ущерб должен тот, кто загрязняет ОС, а не все общество (реализация принципа «загрязнитель платит»). Иначе говоря, государство с помощью налогов воздействует на цены, а дальше работает рыночный механизм; налоговые льготы устанавливаются тем природопользователям, которые осуществляют природоохранные мероприятия, используют вторичные ресурсы и утилизируют отходы, используют ресурсосберегающие и малоотходные технологии; наоборот, налоговый «пресс» используется для производителей «экологически грязной» продукции: озоноразрушающих препаратов (фреонов), пестицидов. В ряде стран вводится «углеродный» налог на выбросы диоксида углерода в результате сжигания любого топлива.

· Субсидии и льготное кредитование: эти пособия должны предоставляться не природоэксплуатирующим отраслям (например, топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), а отраслям, эффективно проводящим природоохранную деятельность).

· Ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения, т.е. предприятию, осуществляющему природоохранные мероприятия, позволяют завышать амортизационные отчисления, сокращая тем самым размер прибыли, подлежащей налогообложению, при этом его чистая прибыль возрастает.

· Внедрение практики продажи прав на загрязнение — сбросов и выбросов («принцип пузыря»). При его осуществлении вновь строящееся или реконструируемое предприятие ставится перед выбором: или создать надежную систему очистных сооружений у себя, или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. В результате общее суммарное загрязнение не может превысить определенного установленного уровня. Этот принцип может использоваться не только внутри страны, но и в экономических отношениях между различными странами.

· Использование принципа «залог-возврат», когда, покупая какой-либо товар, мы заранее оплачиваем дополнительную стоимость (пустые бутылки, электрические батарейки), которая затем возвращается обратно. Этот простой механизм позволяет существенно снизить количество отходов и сберечь ресурсы.

· Двухуровневую систему платежей за загрязнение ОС.

· Экологические страхование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: