Философская концепция даосизма

Философская традиция даосизма

 
 


Схема 25. Философская традиция даосизма

Философская концепция даосизма строится на нескольких ключевых понятиях.

Таблица 9

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
     
  Дао (путь) Безличный мировой закон, путь постижения при­роды и ее закономерностей, основной вселен­ский принцип. Дао — это ничто, начало и ко­нец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, толь­ко дао (небытие) вечно, всё остальное прехо­дяще. Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени;называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделялидао противоре­чивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством

Окончание таблицы 9

     
  Дэ (проявленная мощь) Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем мож­но говорить, называется дэ. Это понятие де­монстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения
  Ци (дыхание) Соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматрива­ется как движущая сила Вселенной
  Чан (извечный закон) Извечный принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в про­явленном мире. Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости миро­здания. Неизменным остается лишь извечный закон (чан), управляющий процессом перемен. В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. В мире, где всё меняется, возникает искушение определить некую постоянную ве­личину, стоящую над событиями. Однако как только такое случается, человек утрачивает способность к объективной оценке настояще­го момента и пытается интерпретировать со­бытия в рамках прошлого или будущего. Поэтому даосизм предлагает сосредоточиться исклю­чительно на настоящем моменте времени
  Мин (просветле­ние) Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную ес­тественность. «Постигший» более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и, не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Данное понятие созвучно буддий­скому просветлению
  Естественность и простота Мир таков, каков он есть, и если существует со­вершенство, оно вокруг нас, а не в нашем вооб­ражении. Поэтому любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к со­вершенству возможен с помощью отхода от не­естественного в сторону естественного. Дао­сизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления и быть свободной от проявлений страстей и амбиций
  Инь (темное/жен­ское) и Ян (свет­лое/мужское) Изначальные силы, воплощающие Дао в мате­риальном мире. Это два типа вселенских сил, которые составляют суть проявленного мира. Подобно солнечной и теневой сторонам горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета, и наоборот; думать иначе — значит про­являть безрассудство

Многие из этих идей восточной философии будут впослед­ствии развиты многими западными философами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: