Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распоря­дительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ — коллегиальный орган, возглавляющий единую систему ис­полнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ — Конституция, Федеральный Конституци­онный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные ми­нистры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования си­стемы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Прави­тельства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 Председа­тель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя — Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разра­ботку, представление в Государственную Думу и исполнение


федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование со­циально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль дея­тельности органов системы исполнительной власти; форми­рование и реализацию целевых программ и т.д. Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнеде­ятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законо­дательству. Форма деятельности — заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в

режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях: 1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ; 2) Правительство РФ мо­жет подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется); 3) освобождения от должности Председате­ля Правительства РФ — по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей; 4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям: а) по инициативе Президента РФ; б) при повтор­ном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ; в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой во­прос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельнос­тью федеральных органов исполнительной власти. В соот­ветствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти сталатрехзвенной, включает федеральные министерства, феде­ральные службы и федеральные агентства. Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной полити­ки и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества; федеральные


агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функ­ции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специ­альные функции в области обороны, государственной безопас­ности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует-деятельность подведомственных ему агентств и служб и воз­главляется входящим в состав Правительства РФ федераль­ным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором). Структура феде­ральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.

/ блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так на­зываемые политические органы):

—Министерство внутренних дел РФ

—Федеральная миграционная служба;

—Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрез­
вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;

—Министерство иностранных дел РФ;

—Министерство обороны РФ

— Федеральная служба по военно-техническому со­
трудничеству;

— Федеральная служба по оборонному заказу;

— Федеральная служба по техническому и экспортному
контролю;

— Федеральное агентство специального строительства;

— Министерство юстиции РФ

— Федеральная служба исполнения наказаний;

— Федеральная регистрационная служба;

— Федеральная служба судебных приставов;

—Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная
служба); %

—Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

—Федеральная служба безопасности РФ;

—Федеральная служба РФ по контролю за оборотом нар­
котиков;

—Федеральная служба охраны РФ;


—Главное управление специальных программ Президента
РФ (федеральное агентство);

—Управление делами Президента РФ (федеральное агент­
ство).

// блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Прави­тельство РФ:

— Министерство здравоохранения и социального развития
РФ

—Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;

—Федеральная служба по надзору в сфере здравоохра­
нения и социального развития;

—Федеральная служба по труду и занятости;

—Федеральное агентство по здравоохранению и соци­
альному развитию;

—Федеральное медико-биологическое агентство;

—Федеральное агентство по высокотехнологичной ме­
дицинской помощи;

— Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

—Федеральная служба по надзору за соблюдением зако­
нодательства в сфере массовых коммуникаций и охране
культурного наследия;

—Федеральное архивное агентство;

— Федеральное агентство по культуре и кинематогра­
фии;

— Федеральное агентство по печати и массовым ком­
муникациям;

— Министерство образования и науки РФ

— Федеральная служба по интеллектуальной собствен­
ности, патентам и товарным знакам;

— Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки;

— Федеральное агентство по науке и инновациям;

— Федеральное агентство по образованию;

— Министерство природных ресурсов РФ

— Федеральная служба по надзору в сфере природо­
пользования;

— Федеральное агентство водных ресурсов;

— Федеральное агентство лесного хозяйства;

— Федеральное агентство по недропользованию;

— Министерство промышленности и энергетики РФ

— Федеральное агентство по промышленности;


— Федеральное агентство по техническому регулирова­
нию и метрологии;

— Федеральное агентство по энергетике;

— Министерство регионального развития РФ

— Федеральное агентство по строительству и жилищно-
коммунальному хозяйству;

— Министерство сельского хозяйства РФ

— Федеральная служба по ветеринарному и фитосани-
тарному надзору; /

— Федеральное агентство по рыболовству;

— Министерство транспорта РФ

— Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

— Федеральное агентство воздушного транспорта;

— Федеральное дорожное агентство;

— Федеральное агентство железнодорожного транс­
порта;

— Федеральное агентство морского и речного транс­
порта;

— Федеральное агентство геодезии и картографии;

— Министерство информационных технологий и связи РФ

— Федеральная служба по надзору в сфере связи;

— Федеральное агентство по информационным техно­
логиям;

— Федеральное агентство связи;

— Министерство финансов РФ

— Федеральная налоговая служба;

— Федеральная служба страхового надзора;

— Федеральная служба финансово-бюджетного над­
зора;

— Федеральная служба по финансовому мониторингу;

— Федеральное казначейство (федеральная служба);

— Министерство экономического развития и торговли РФ

— Федеральное агентство по государственным резер­
вам;

— Федеральное агентство кадастра объектов недвижи­
мости;

— Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом;

— Федеральное агентство по управлению особыми эко­
номическими зонами.

III блок — федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правитель­ство РФ:

— Федеральная антимонопольная служба;


—Федеральная аэронавигационная служба;

—Федеральная служба по тарифам;

—Федеральная служба по гидрометеорологии и монито­
рингу окружающей среды;

—Федеральная служба государственной статистики;

—Федеральная служба по финансовым рынкам;

—Федеральная служба по экологическому, технологиче­
скому и атомному надзору;

—Федеральная таможенная служба;

—Федеральное агентство по атомной энергии;

—Федеральное космическое агентство;

—Федеральное агентство по туризму;

— Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Федеральные органы исполнительной власти, руководство

деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, на­зывают административными органами. Порядок взаимоотно­шений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов испол­нительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверж­даемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ. По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руко­водителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают за­местителей руководителей федеральных служб и агентств и ру­ководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организа­ции и деятельности отражены в Типовом регламенте внутрен­ней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа ис­полнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее феде­ральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых терри­ториальных органов; сведений о территориях их деятельности;


финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполни­тельной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руко­водителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных це­левых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными орга­нами и полномочными представителями Президента РФ в фе­деральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального ор­гана организует его руководитель, несущий персональную от­ветственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов — Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т.д).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: