Механизм регулирования кредитной системы

В настоящее время на этапе развития мировой экономики особое место занимают рыночные отношения, специфика которых состоит в том, что они поднимают конкуренцию на новую ступень, меняя ее формы и методы. Между всеми финансово-кредитными учреждениями существует конкуренция за привлечение денежных сбережений. Так, например, коммерческие банки ведут усиленную борьбу в сфере привлечения сбережений со сберегательными банками. В свою очередь коммерческие банки и страховые компании конкурируют между собой на рынке долгосрочных капиталов.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Для коммерческих банков возможности ценовой конкуренции в области привлечения депозитов в значительной степени ограничены (установление ставок процента по вкладам регулируются законодательством), поэтому среди них наибольшее распространение получает неценовая конкуренция.

В то же время сберегательные банки, где ставки процента не контролируются законодательством, имеют возможность выплачивать более высокий процент по вкладам. Это дает значительные преимущества сберегательным банкам в привлечении сбережений населения.

Страховые компании также широко используют методы неценовой конкуренции, например, выгодные условия контрактов, новые виды страхования и обеспечения, гибкие условия страховых полисов, способные удовлетворить те или иные потребности клиента.

Одним из важнейших элементов формирования и укрепления кредитной системы является государственное регулирование деятельности кредитно-финансовых институтов. Основные направления государственного регулирования представлены на рисунке 16.2:

Рис. 16.2. Основные направления регулирования кредитной системы со стороны государства

Политика центрального (национального) банка состоит в учете (покупке) и переучете векселей, поступающих от коммерческих банков. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, на установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка.

Коммерческие банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом следует отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.

Не менее действенной формой воздействия центрального банка на кредитную систему является установление норм обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл данной формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Политика регулирования нормы резервов распространяется обычно на все банки, а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты. Однако главным объектом ее воздействия являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам.

Еще одной формой воздействия центрального банка на кредитную систему являются прямые предписания в виде положений о кредитовании, различных инструкций, применения финансовых санкций, директив и т.д.

Важную роль в государственном регулировании кредитной системы играет налоговая политика. Взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в зависимости от их функциональной специфики. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. В этой связи налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности учреждений кредитной системы.

В отдельных случаях регулирование кредитной системы государством может осуществляться путем его участия в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается:

– в создании смешанных кредитно-финансовых учреждений на базе долевого участия государства в уставном капитале;

– в приобретении акций и превращении части кредитных институтов в государственные;

– в организации новых государственных кредитно-финансовых учреждений как дополнение к частным и т.д.

Также влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые правительством страны, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают законодательные акты, постановления, инструкции, регламентирующие различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют законодательная и исполнительная власть, которые создают нормативно-законодательные акты, определяющие деятельность кредитно-финансовых учреждений.

В Украине в рамках исполнительной власти главными регулирующими органами являются Национальный банк Украины (НБУ) и Министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы правительства, которые обычно действуют в странах с высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Например, во Франции, кроме Центрального банка и Министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банками, Комиссия биржевых операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: