Денежно-кредитная политика центрального банка

Основным координирующим и регулирующим органом кредитной системы любого государства является центральный банк (в Украине – Национальный банк). Как банк банков, центральный банк имеет возможность воздействовать денежно-кредитными методами на экономическое состояние государства, поэтому его денежно-кредитная политика является важнейшей составляющей общеэкономического регулирования, направленного на поддержание высокой рыночной конъюнктуры и недопущение кризисных явлений. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса, платежного баланса и т.д. Таким образом, денежно-кредитная политика преследует цели стабилизации экономического роста, низких темпов инфляции, высокого уровня занятости, сбалансированности внешних расчетов.

Центральные банки используют различные методы денежно-кредитной политики, которые могут быть общими (воздействие в целом на состояние кредитных отношений в стране), и селективными (направлены на регулирование отдельных видов кредита, кредитование отдельных отраслей или предприятий).

К общим методам денежно-кредитной политики относится:

– учетная политика, или политика регулирования процентных ставок ЦБ;

– операции на открытом рынке, или купля-продажа государственных ценных бумаг;

– регулирование норм обязательных резервов.

Учетная политика связана с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Учитывая в ЦБ свои векселя или получая кредиты под залог векселей или собственных долговых обязательств, коммерческие банки увязывают свои ставки по кредитам и вкладам со ставкой по учёту или залогу. Повышая свою ставку, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что в конечном итоге может привести к сокращению кредитных операций в стране. И наоборот, снижение ставок удешевляет получение кредитов в ЦБ, содействует расширению кредитных операций коммерческих банков.

Операции на открытом рынке по купле-продаже коммерческих и казначейских облигаций и прочих ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки. Покупая или продавая государственные долговые обязательства, ЦБ воздействует на недвижимость коммерческих банков и других кредитных институтов, уменьшая её в случае продажи ценных бумаг или, наоборот, увеличивая ликвидные ресурсы банков в случае покупки ценных бумаг у последних. Операции на открытом рынке быстрее реагируют на краткосрочные конъюнктурные колебания, чем учетная политика центрального банка, так как курсы по продаваемым ценным бумагам скорее воздействуют на кредитные операции коммерческих банков, чем изменение учетной ставки.

Регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков является важнейшим методом денежно-кредитной политики центрального банка. Обязательные резервы – установленная в процентах ставка (доля) ресурсов коммерческих банков, вносимая на беспроцентный счет в центральный банк.

Национальный банк Украины (НБУ) активно использует обязательные резервы для контроля за деятельностью коммерческих банков и осуществления денежно-кредитного регулирования. Размер обязательных резервов устанавливают в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Данным Законом определено право НБУ самостоятельно устанавливать нормы (ставки) обязательных резервов и типы обязательств банка, на которые они распространяются.

В современных условиях политика обязательных резервов, проводимая центральными банками, имеет двойное назначение:

– поддерживает устойчивую ликвидность коммерческих банков;

– является инструментом регулирования объема денежной массы.

Указанный метод является прямым методом воздействия на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение нормы обязательных резервов ограничивает возможности кредитования. Наряду с общими методами регулирования кредитных отношений центральные банки применяют селективные методы. К ним относятся:

– прямое ограничение кредитов путем установления лимитов, квот по учету векселей;

– ограничение темпов роста кредитных операций;

– установление контроля по отдельным видам кредитов, например потребительских;

– установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов и вообще регулирование процентных ставок и др.

Перечисленные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым ЦБ вынужденно прибегает в условиях экономического кризиса.

В таблице 17.1 представлен консолидированный баланс Национального банка Украины за 2008-2009 гг.

Таблица 17.1

Консолидированный баланс Национального банка Украины

за 2009-2010 гг. (млн. грн.)*

     
Активы
Средства и депозиты в иностранной валюте    
Ценные бумаги нерезидентов    
Авуары в СПЗ    
Монетарное золото    
Ценные бумаги Украины    
Кредиты банкам и другим заемщикам    
Внутренний государственный долг    
Взносы в счет квоты МВФ    
Основные средства и нематериальные активы    
Другие активы    
Всего активов    
Обязательства
Банкноты и монеты в обращении    
Средства банков    
Средства государственных и других учреждений    
Обязательства по перерасчету прибыли в бюджет - -
Депозитные сертификаты, эмитированные Национальным банком Украины    
Продолжение таблицы 17.1
Полученные кредиты   -
Обязательства перед МВФ    
Другие обязательства    
Всего обязательств    
Собственный капитал
Уставной капитал    
Фонды и другие резервы    
Резервы переоценки иностранной валюты, монетарного золота и банковских металлов    
Резервы корректировки стоимости финансовых активов к их справедливой стоимости (8506) (14121)
Резервы переоценки основных средств    
Всего собственного капитала    
Всего пассивов    

* На основании данных Годового отчета Национального банка Украины за 2010 год

Консолидированный баланс НБУ сводная бухгалтерская отчетность о деятельности Национального банка Украины за определенный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: