В системе публичной власти

Тема 11. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Литература: [5, 7, 8].

Местное самоуправление – один из ключевых элементов демократического государственного устройства и развития. Деятельность государственных чиновников любого ранга не может заменить общественную деятельность граждан, проживающих в городах, поселках, селах, деревнях, т.к. лучше них никто не знает местных проблем и способов их решения.

Естественно, что управленческие функции население доверяет осуществлять избранным ими специалистам (лицам), из которых формируются местные органы власти. В советское время местные органы были частью государственного органа.

Будучи властью особого рода, местное самоуправление выражает волю населения муниципального образования и опирается на правовые, территориальные и финансово-экономические основы.

Первые шаги по реформированию местного управления, внедрения нового для современной России (но давно распространенного в цивилизованных странах) подхода к нему как к местному самоуправлению были приняты в 1990 г. в связи с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Конституционное закрепление местного самоуправления как управления, отдельного от государственной власти, происходило постепенно. Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» местная администрация была включена в систему местного самоуправления как орган с исполнительно-распорядительной функцией, не относящийся к государственной власти. В конце 1991 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР местные органы власти были наделены имуществом, необходимым для функционирования муниципальных образований. К собственности муниципальных образований отнесены объекты жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, физической куль-туры и спорта, пассажирский транспорт, автомобильные дороги, земельные участки, имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов, для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для организации охраны общественного порядка и другие виды. Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в РФ было оформлено на конституционном уровне 21.04.1992 г. при конституционной реформе. В 1993 г. в соответствии с Указами Президента РФ была прекращена деятельность районных и городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а их функции были переданы соответствующим администрациям. Это значит, что короткое время в муниципальных формированиях отсутствовали представительные органы власти. Уже к концу 1993 г. в соответствии с Указом Президента было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления, в котором предусматривалось наличие не только главы местного самоуправления, но и представительных органов (городских дум, собраний представителей и др.), состоящих из выборных населением депутатов.

Правовые основы становления современного местного самоуправления были утверждены Конституцией РФ 1993 г. Она установила принципиальные положения о местном самоуправлении, которое соответствует общемировым традициям и Европейской хартии местного самоуправления (ст. 72, ч. 1). Дальнейшее становление и развитие местного самоуправления потребовало разработки, принятия и реализации ряда специальных законов. Одним из них является ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 12.08.1995 г. В последующие годы законодательно были закреплены правовая, экономическая, финансовая и организационно-методическая основа местного самоуправления. Каждый этап снижал функции государственного управления и расширял права и объем компетенции местных представительных и исполнительных органов власти.

Современная система местного самоуправления составляет одну из основ Конституционного строя РФ и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ, самостоятельной и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Законодательство отвечает на ряд существующих вопросов, связанных с местным самоуправлением. Так, дается определение муниципального образования – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций и объектов.

Неправомерно представлять местное самоуправление как не зависящее от государства. Компетенция органов местного самоуправления закрепляется ФЗ. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но и возлагает на них исполнение ряда собственных функций, связанных, как правило, с постоянными контактами с населением, наделяя их полномочиями, государство передает для этого необходимые средства.

Так, на местный уровень передается:

- организация работы по медицинской, профессиональной и социально-бытовой реабилитации инвалидов;

- назначение и выплата компенсаций и пособий гражданина, имеющего детей;

- выдача санитарно-курортных путевок льготным категориям населения;

- организация работы по попечительству в отношении лиц, нуждающихся в уходе по состоянию здоровья и др.

Задача органов местного самоуправления заключается в следующем:

- управление муниципальной собственностью;

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

- установление местных налогов и сборов;

- осуществление охраны общественного порядка;

- организация образования и здравоохранения;

- обеспечение социально-культурного строительства;

- контроль за использованием земель;

- обеспечение населения энерго-, тепло- и водоснабжением и др.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю, самостоятельное решение вопросов местного значения, в т.ч. утверждение и исполнение местного бюджета. Органы государственной власти не могут выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.

Законом восстановлено необходимое и важное право органов местного самоуправления координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном, социально-экономическом развитии муниципального образования.

На территории муниципального образования, как правило, функционирует множество немуниципальных хозяйствующих субъектов, которые имеют свои цели и задачи, но они заинтересованы в использовании ресурсов территории. Федеральный закон 2003 г. не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо полномочий в данной сфере, однако наличие взаимных интересов муниципальной власти и немуниципальных хозяйствующих субъектов создает объективную основу для их взаимодействия.

Наличие большого количества успешных частных предприятий позволяет удовлетворять потребности населения в товарах и услугах, увеличивать занятость и финансовые поступления в бюджеты муниципальных образований. Во многих из них разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными и региональными законами, а также уставами муниципальных образований. К числу выборных органов местного самоуправления относятся:

- представительный (законодательный) орган местного самоуправ-ления;

- глава муниципального образования (и иные выборные должностные лица, если это предусмотрено уставом).

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Численный состав такого органа определяется уставами соответствующих муниципальных образований. В исключительном ведении этого органа власти находятся вопросы:

- утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении;

- принятие планов и программ развития;

- установление местных налогов, сборов и тарифов на коммунальные и другие услуги;

- порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и др.

Представительный орган местного самоуправления может называться: Думой, Советом; различаться по численности. Порядок работы представительного органа регулируется уставом муниципального образования и регламентом, принимаемым представительным органом. Решения представительный орган принимает коллегиально, которые подлежат публикации в СМИ. Из числа депутатов представительного органа создаются комитеты (комиссии). Например:

- по бюджету;

- жилищно-коммунальной сфере;

- социальным вопросам;

- экономике;

- местному самоуправлению;

- мандатная комиссия и др.

После принятия ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2009 г. к нему было принято дополнение, значительно расширяющее контрольные функции представительного органа муниципального образования. Местные депутаты будут ежегодно заслушивать отчет мэра (главы администрации) и получают право отправить его в отставку. Такое решение может быть принято по инициативе представительного органа или руководителя субъекта. При этом требуется, чтобы за отставку проголосовали не менее двух третей депутатского корпуса.

Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления определяется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», специальными законами о статусе депутата местного представительного органа, в соответствии с которыми ему устанавливаются определенные гарантии и некоторые депутатские привилегии.

К гарантиям депутатов относятся:

- срок полномочий не может быть меньше двух лет;

- срок полномочий не может быть сокращен во время депутатских полномочий;

- местный иммунитет – ограниченная неприкосновенность депутата.

Привилегии:

- если депутат действует на постоянной основе, ему предоставляются определенные социальные гарантии (социальное страхование, медицинское обслуживание);

- депутатам, работающим на общественных началах за время участия в представительном органе, выплачивается фиксированное почасовое вознаграждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: