Органы законодательной власти субъектов РФ

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. В ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» сказано, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Структура отдельных представительных органов имеет свои особенности. Так, в республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской республике, республике Карелия, республике Саха (Якутия) и Свердловской области сформированы представительные двухпалатные органы. В республике Алтай оно (Госсобрание) называется Эл. Курултай. В республике Адыгея двухпалатный парламент выбран в 2006 г. и называется Госсовет-Хосэ.

Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается на срок, не превышающий 5 лет. Представительный орган правомочен принимать законы, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления, иным органам, общественным объединениям, а также гражданам данного субъекта РФ.

Законодательный орган принимает Конституцию (устав) и поправки к ней, законы субъекта РФ. Законом субъекта РФ утверждается бюджет и отчет о его исполнении, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, устанавливаются налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, порядок их взимания, способы распоряжения собственностью субъекта РФ, устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, а также утверждается схема управления субъектом РФ. К компетенции представительного органа субъекта РФ также относится определение административно-территори-ального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.

К функции законодательных органов субъектов РФ с 2005 г. отнесена важная роль – утверждение кандидатуры губернатора (высшего должностного лица), предлагаемого Президентом РФ. В случае если предложенная кандидатура будет трижды отвергнута законодательным органом (собранием), то Президент вправе его распустить.

Независимость представительного органа субъекта РФ от других ветвей власти обеспечивается за счет наличия отдельной строки в бюджете того или иного субъекта, отдельно от других расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Порядок выборов депутатов представительных органов, их количество, структура законодательного органа устанавливается законами субъектов РФ с учетом требований федеральных нормативных актов.

В последнее время в отдельных субъектах РФ введен порядок выборов депутатов представительного органа по мажоритарной и пропорциональной системам (Воронежская обл., Рязанская обл., Ростовская обл. и др.). Структура законодательного органа приведена на примере Ростовской области в приложении Д.

В масштабе страны из законодательных органов субъектов РФ создан Совет законодателей.

Перечень и наименование субъектов РФ показаны в приложении Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: