Управления

ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО

Тема 10. НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Литература: [4, 5, 20, 23, 25, 31].

Основные принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ

Многообразие функций и задач, стоящих перед органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, направленных на решение экономических, социальных проблем граждан, выдвигают необходимость решать их с учетом четкого разграничения полномочий на основании договоров.

Органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять свои полномочия, но могут осуществлять часть полномочий, относящихся к предметам ведения РФ, на основании Федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, а также на основании специальных соглашений.

Договоры о разграничении полномочий между федеральным центром имеют: Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, Дагестан и Чеченская республика.

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашений, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов власти субъекта РФ и источники финансирования осуществление соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Указанные требования распространяются также на Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

В истекшие годы отдельные субъекты РФ допускали нарушения Конституции и ряда других законодательных актов. К лету 1992 г. десятки субъектов Федерации, в т.ч. Татарстан, Башкирия, Якутия, Удмуртия, Новосибирская, Тюменская, Самарская области, задерживали или вообще прекратили отчисления налогов в Федеральный бюджет, сами стали устанавливать цены на товары, производимые на их территории. В это время в отдельных субъектах РФ стали раздаваться призывы к выходу их из Федерации в одностороннем порядке, соображения о ненужности центра, федеральных отношений. В связи с этим Федеральные органы постоянно вели поиск форм и методов упорядочения вертикали исполнительной власти, усиление влияния на все 89 субъектов РФ. В целях недопущения снижения роли федеральных органов власти в управлении страной Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 было создано семь федеральных округов и реорганизован институт полномочных представителей президента в регионах РФ (табл.). Придание статуса федерального округа семи крупным межрегиональным образованиям завершило процесс формирования нового уровня государственно-административного управления, приближения федеральной власти к потребностям и интересам регионов.

Перечень федеральных округов Полномочный представитель
1. Центральный федеральный округ Т.Е. Полтавченко
2. Северо-Западный федеральный округ И.И. Клебанов
3. Южный федеральный округ В.В. Устинов
4. Приволжский федеральный округ Г.А. Ропота
5. Уральский федеральный округ Н.А. Винниченко
6. Сибирский федеральный округ А.В. Квашнин
7. Дальневосточный федеральный округ В.И. Ишаев

В январе 2010 г. Указом Президента РФ Д.А. Медведева дополнительно был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский. Полномочным представителем назначен А.Г. Хлопонин.

Изменение в структуре управления страной обусловило очередную реорганизацию Института полномочных представителей Президента в субъектах РФ. Созданный в 1993 г., он мыслился как временная структура для обеспечения вертикали исполнительной власти. Полпреды дублировали исполнительную власть или чаще всего осуществляли контрольно-надзорные функции, или просто информировали Президента в зависимости от личностных черт полпреда, его отношений с местной властью.

В настоящее время полномочные представители Президента РФ в федеральных округах обеспечивают реализацию конституционных полномочий главы государства.

Основными задачами полномочного представителя являются:

- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- организация контроля за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ (предложение кандидатур на посты губернаторов);

- предоставление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Опыт функционирования полномочных представителей в федеральных округах показывает, что они играют положительную роль в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе, в организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, а также по укреплению федерализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: