Закон предложения утверждает, что более высокая цена товара ведет к увеличению объема его предложения.
Коэффициент эластичности предложения (εSP) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.
Предложение называется эластичным, если изменение цены ведет к существенному изменению объема предложения. Предложение называют неэластичным, если изменение цены незначительно влияет на объем предложения.
Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.5.20):
Рис. 5.20. Эластичность предложения
а) абсолютно неэластичное предложение: изменение цены не влияет на объем предложения (εs =0);
б) неэластичное предложение: изменение цены приводит к незначительному изменению объема продаж (εS < 1);
в) предложение с единичной эластичностью: изменение цены приводит к такому же увеличению объема предложения (εS = 1);
|
|
г) эластичное предложение: изменение цены на 1% приводит к существенному увеличению объема предложения (εS > 1);
д) полностью эластичное предложение: при постоянной цене объем предложения растет до ∞ (εS = ∞).
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
1) от структуры издержек: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность будет низкой, т.е. производитель пойдет на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены на данный товар. Следовательно, небольшому приросту объема предложения будет соответствовать значительное изменение цены на товар, а это характерно для неэластичного предложения;
2) степени загрузки производственных мощностей;
3) наличия свободной рабочей силы;
4) быстрого перелива капитала из одной отрасли в другую;
5) важнейшим фактором является элемент времени: эластичность предложения возрастает по мере увеличения рассматриваемого периода (рис.5.21).
Рис. 5.21. Эластичность предложения
В условиях мгновенного равновесия кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, в условиях краткосрочного равновесия предложение несколько возрастает, кривая S1 становится слегка наклонной и эластичность колеблется в переделах от 0 до 1 (0<εS <1). В условиях длительного равновесия, объем предложения возрастет и εS >1. Это объясняется приспособлением производителей к более высокой цене.
Таким образом, эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара.