Понятие и структура

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТИВЫ ПРАКТИКИ

МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Тема 10. Социальная работа как деятельность:

Как мы выяснили в первом разделе нашего курса, социальная работа является системным феноменом современного общества и включает в себя различные компоненты. Одним из центральных является непосредственная практическая деятельность социальных работников. На её развитие, совершенствование, обслуживание разнообразных потребностей практики социальной работы направлены научно-методическая, нормативная составляющие, деятельность системы подготовки профессиональных кадров. В определениях социальной работы понимание её как деятельности занимает центральное место. Исторически первые формы социальной помощи, как правило, ограничивались деятельностным компонентом. По мере институционализации социальной работы получили развитие её другие составляющие.

Как вы уже знаете из курса психологии, деятельность – одна из центральных категорий философии и психологии, которая обозначает активность человека, направленную на преобразование окружающего мира, самого себя и условий своего существования. От поведения животных человеческую деятельность отличает осознанный целенаправленный, а также активно преобразовательный характер. Если поведение животных инстинктивно и приспособительно, то человек, даже в простых видах деятельности действует на основе рационально сформулированных и сознательно поставленных целей.

Существует довольно много способов классификации различных видов деятельности – по характеру, результатам и т.п. Наиболее распространён способ деления на практическую и духовную – в зависимости от объекта преобразования. Практическая направлена на преобразование материальных объектов природы и преобразование общества, духовная же – на изменения внутреннего мира человека, его сознания, ценностей, социальных установок и т.д. По характеру результатов обычно выделяют созидательную и разрушительную деятельность, с точки зрения используемых методов и решаемых задач – рутинную и творческую, в плане государственного правового регулирования – общественную, добровольческую и профессиональную, с точки зрения легальности – законную и незаконную деятельность.

Социальная работа, безусловно, вбирает в себя множество характеристик, которые позволяют охарактеризовать её как профессиональную творческую деятельность, включающую компоненты и духовной и практической направленности. Признаками, отличающими профессиональную деятельности от иных её видов, является узаконенность государством в качестве общественно необходимой и подлежащей правовому регулированию. Последнее требование подразумевает соответствие её субъектов и институциональных элементов определённым формальным требованиям – наличие специальной профессиональной подготовки, подтверждаемое соответствующим документом об образовании, отдельные виды профессиональной деятельности могут подлежать обязательному лицензированию.

Быть профессиональной – означает соответствовать и таким требованиям, как систематический характер, наличие определенных принципов и ценностей, социальный заказ со стороны общества и построение отношений участников деятельности в рамках действующего трудового законодательства с соответствующим вознаграждением в виде заработной платы. Социальная работа в современной России удовлетворяет все этим требованиям, хотя процесс её институционализации в качестве профессии в новейшей истории России начался лишь в 90-е годы.

В то же время, нельзя однозначно утверждать, что социальная работа ограничивается только её профессиональным компонентом. Столь богатое прошлое, – традиции и история, на которых сформировалась и выросла социальная работа, не даёт прерваться связям с традиционными видами социальной помощи, сложившимися задолго до появления профессиональной социальной работы. Можно считать, что добровольными помощниками социальных работников сегодня выступают волонтёры и общественные организации, и сама она может реализовываться как профессиональная и добровольческая деятельность.

Однако сказанное верно лишь при условии, что деятельность добровольцев-волонтёров осуществляется в кооперации и под руководством квалифицированных социальных работников. В противном случае нет гарантии, что она будет соответствовать целям и задачам, профессиональным стандартам и этическим принципам социальной работы. Поскольку сотрудничество социальных работников и волонтёров широко распространено во многих странах, и их помощь широко используется «официальными» социальными службами этих стран, то это обстоятельство позволяет рассматривать социальную работу и как добровольческую деятельность.

Безусловно, данные составляющие социальной работы складывались в разное время и различными путями. Первоначально, как известно из курса истории социальной работы, возникает феномен социальной помощи и взаимопомощи, который в дальнейшем приобретает характер филантропии, благотворительности, общественного призрения и т.п. Позже, в процессе модернизации традиционного общества, при переходе к обществу индустриальному разрушаются многие механизмы социальной помощи, которые были органично присущи традиционным культурам. Как следствие, усугубляются многие социальные проблемы, обостряются противоречия, растёт социальная напряжённость.

Во многих странах на эти явления, влекущие ухудшение положения некоторых социальных слоёв (прежде всего рабочих, городской бедноты и т.д.), общество отвечает активизацией своих действий, ростом благотворительного движения, увеличением числа благотворительных организаций. Однако довольно скоро все понимают, что в новом индустриальном обществе данная деятельность должна осуществляться постоянно, на систематической основе. В этот период растёт понимание того, что государство совместно с гражданским обществом должно «выделить» данную активность, или её часть в особый вид деятельности, создать систему социальных служб (социальных агентств) и поддерживать её нормальное постоянное функционирование.

Впервые процесс институционализации социальной работы начался в индустриально развитых странах Запада в конце XIX – начале XX вв. Однако формирование системы различных социальных агентств не означало отмену добровольческого компонента социальной помощи. В демократических странах, с экономикой, основанной на частной собственности и рыночных механизмах, были и продолжают оставаться многие социальные проблемы общества первоначального накопления капитала. К ним можно отнести социальное неравенство, безработицу, бедность и бездомность, высокий уровень преступности, индивидуалистические настроения, дороговизну медицинского обслуживания и т.п.

Возможности государства в оказании социальной помощи в странах с рыночной экономикой и прагматической, дефицитной моделью социальной политики, ограничены и многие люди, понимая это, стремятся оказывать сами посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Немаловажную роль в поддержании традиций волонтёрского и благотворительного движения в некоторых западных странах играет высокий уровень религиозности его населения. Несмотря на процессы секуляризации, в ряде стран религиозная составляющая в мировоззрении людей довольно существенна. Учитывая, что все мировые религии ориентируют человека на помощь ближнему и в особенности тому, кто страждет, можно понять, насколько велико влияние религии на социальную жизнь современного общества. Сказанное, к сожалению, не относится к российскому обществу, так как наша страна пережила длительный период гонений и запрета религии и активного разрушения религиозного сознания людей. Поэтому в настоящее время в нашем обществе нечасто можно встретить примеры религиозной мотивации благотворительности и волонтёрства.

Как и любая другая деятельность, социальная работа характеризуется определённой структурой, подразумевающей наличие таких элементов, как цели, задачи, субъекты и объекты деятельности, а также принципы, средства, методы деятельности и т.д. Помимо отмеченных общих структурных элементов, система деятельности социальной работы может быть охарактеризована такими элементами, как модели практики социальной работы (парадигмы), уровни и направления практической деятельности, профессиональные ценности социальной работы.

Существует два основных подхода в понимании целей профессиональной социальной работы, которые непосредственно связаны с различным пониманием места института социальной работы в современном обществе в целом. Согласно первому, социальная работа необходима в обществе для оказания помощи индивидам и группам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не распространяется на остальных членов общества. В данном случае она рассматривается как некий механизм срочного реагирования в случае появления определённых социальных проблем, но не предусматривает более обширной деятельности, направленной на предупреждение их появления. Модель социальной работы, основанной на таком подходе, часто обозначается термином «дефицитная», или прагматическая, «остаточная» модель социальной работы, ориентированная на ликвидацию возникающих то здесь, то там очагов социального неблагополучия.

Второй подход, известный как институциональный, рассматривает функции социальной работы как существенно более широкие, охватывающие не только помощь в трудных ситуациях и решение уже возникших социальных проблем, но и деятельность по предупреждению негативных социальных явлений и социальному оздоровлению общества. При первом подходе цели социальной работы понимаются по аналогии с некой социальной «скорой помощью» – устранение наиболее острых социальных проблем локального характера. Сама деятельность в таком случае выглядит как фрагментарная, лишённая системного характера и, конечно, не затрагивающая причин, порождающих эти проблемы. Логика дефицитной модели достаточно проста – помогать только в крайних ситуациях – тем, кто наиболее остро нуждается.

При институциональном подходе цели социальной работы, разумеется, далеко выходят за рамки дефицитной модели и состоят в обеспечении достаточного уровня социального функционирования общества в целом. При таком системном подходе требование обеспечить стабильность и благополучие социальной системы совпадает с требованием обеспечения благополучия отдельных социальных субъектов. Задачами социальной работы в контексте данного подхода являются содействие становлению социальности индивида, предупреждение факторов, обусловливающих отклонения в процессе социализации, создание общественных условий, снижающих риск возникновения разного рода социальных отклонений. В рамках данного институционального подхода предполагается активное сотрудничество социальной работы с другими институтами – образования, семьи, здравоохранением, системой правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений с целью предупреждения возникновения различных социальных отклонений. Такое системное видение целей и задач социальной работы включает, конечно, и те из них, которые ставятся в рамках дефицитной модели, поскольку деятельность по оказанию помощи индивидам и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также рассматривается как необходимая.

Рассмотренная дифференциация целей и задач социальной работы воспроизводится и в понимании её субъектов и объектов. Данные элементы в структуре любой деятельности, как вы знаете, обозначают тех, кто её осуществляет и то, на что она направлена. В рамках дефицитной модели социальной работы круг её субъектов, как правило, ограничивается социальными учреждениями, включая социальных работников, и органами управления социальной работой. С точки зрения институционального подхода круг субъектов заметно шире. Подробнее вопросы субъектов социальной работы мы рассмотрим в соответствующей теме.

Как уже было сказано, оформление социальной работы как профессии в России началось в 90-е годы прошлого века. Особенностью данного непростого процесса институционализации стало то, что она пришлась на начало глубоких социально-экономических и политических реформ, когда обострились многие социальные проблемы и появились новые. В этих условиях пришлось решать двойную задачу – создавать новый общественный институт, систему учреждений социальной помощи и, в то же время, приспосабливать её к быстро меняющейся социальной структуре общества, появлению новых социальных групп и, соответственно, иных социальных проблем.

Советское общество не знало таких явлений, как массовые увольнения работников промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, резкой социальной поляризации, реальной, а не латентной безработицы, а темпы инфляции, неведомые ранее в мирное время, сделали социально незащищёнными представителей многих социальных групп: пенсионеров, работников бюджетной сферы, военнослужащих, лиц с ограниченными возможностями.

В сложившихся условиях необходимы были быстрые и действенные меры по созданию новой системы учреждений социальной помощи, социального обслуживания. И такая система стала интенсивно создаваться. Государство приняло важные политические решения об образовании министерства социальной защиты РФ взамен существовавшего ранее министерства социального обеспечения, Федеральной службы занятости, была заложена основа нормативной базы, обеспечивающая деятельность этой системы, началась подготовка специалистов в данной области вузами и колледжами (техникумами). Основу современной социальной работы как профессиональной деятельности составляют социальные службы и их кадровый состав. За годы реформ в России было открыто множество различных социальных учреждений, что сделало процесс институционализации социальной работы необратимым.

Условиями, которые бы обеспечили дальнейшее развитие социальной работы как профессиональной деятельности, в современной России являются совершенствование нормативно-правовой базы и эффективное взаимодействие с государственными органами, определяющими направления развития системы социальных служб. Необходимо также дальнейшее расширение системы социальных учреждений, расширение видов предоставляемых социальных услуг и повышение их качества.

Безусловно, успешное развитие социальной работы невозможно без качественного развития научно-методической базы, создания и внедрения передовых методов работы, распространения передового опыта, поиска форм реального взаимодействия теории и практики. Наконец, всё это возможно лишь при наличии потенциала квалифицированных кадров, задача по подготовке которых ложится на систему образования. Лишь в совокупности все эти факторы позволят устойчиво развиваться социальной работе и справляться с новыми вызовами времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: