double arrow

Характер социальной работы

Тема 11. Нравственно-гуманистический

Возникнув на основе благотворительности и общественного призрения, профессиональная социальная работа наследует те фундаментальные ценности, которые во все эпохи определяли идеологию и содержание социальной помощи. Зародившись в глубокой древности, феномен социальной помощи и взаимопомощи вырастал из естественных человеческих чувств жалости, сострадания, родственной близости. Позднее, с появлением и распространением мировых религий, социальная поддержка нуждающихся была оплодотворена идеями человеколюбия, милосердия, самопожертвования.

В наиболее полном и гармоничном виде идеи о ценности человеческой личности, человеколюбия, уважения достоинства, прав и свободы человека воплотились в мировоззрении гуманизма, которое провозгласило человеческую личность, её свободу и развитие высшими ценностями цивилизации. Известно, что гуманизм как идейное течение зародился в эпоху Возрождения в Италии и был представлен работами П. Мирандолы, Л. Альберти, выражен в поэзии Данте, Ф. Петрарки, живописи художников итальянского Возрождения.

Позже он вылился в широкое философское учение, которое, правда, не имело каких-либо чётких временных или географических рамок и не было связано с какой-либо одно философской школой. Гуманизм так прочно вошёл, «пропитал» сознание человечества и был настолько воспринят многими философами, что стал своего рода стержнем развития всей западной философии. По отношению к гуманизму судили о том или ином философе, принимали его или нет. Практически любой европейский философ от Локка и Монтеня до Кьеркегора и Ницше желал блага человеку, искал человеческий идеал, считал, что его идеи служат подлинному гуманизму.

Формирование гуманистических идей происходило первоначально в борьбе с религиозным мировоззрением, которое отказывало человеку как в целостности и гармоничности его природы, так и в свободе социального и духовного творчества и самореализации. Средневековая теология подчеркивала противоречивость человеческой природы, присутствие в ней не только божественного начала в виде бессмертной души, но и тёмных сил, ведущих постоянную борьбу за душу и плоть человека и подталкивающих его ко злу.

Руководствуясь желанием спасти человека, теологи и церковь пытались поддержать его в борьбе высших и низших начал, ареной борьбы которых выступала душа человека. Однако религия отказывала человеку в доверии, рассматривая его как существо, неспособное самостоятельно, без помощи обращения к богу, устоять перед искушением дьявола. Ограничивая интеллектуальную, социальную, духовную свободу человека, религия, с точки зрения церкви, стремилась оградить его всего нового, неизвестного, которое часто воспринималось как нечто враждебное божественным установлениям.

Однако в своём стремлении спасти человека и весь христианский мир, церковь установила преграды на пути развития науки, человеческого разума, искусства, философии, подвергая гонениям любое начинание, отступавшее от религиозных канонов, высказывающее взгляды, отличные от изложенных в Священном Писании. Мир объявлялся завершённым и закрытым, человек ничего не мог в нём изменить.

Нельзя сказать, что первые гуманисты были атеистами и отрицали божественное происхождение мира. Напротив, они постоянно обращались к богу, но при этом глубоко переосмыслили отношение человека и бога, место и возможности человека в мире, его предназначение и способность повлиять как на свою судьбу, так и на историю. Можно сказать, что гуманизм поверил в человека и освободил его от пут ненужных религиозных запретов, открыл дорогу его творческим возможностям, что нашло отражение в появлении большого количества невиданных по глубине таланта и силе выразительности творений великих мастеров Возрождения.

С этого времени начинается диалог человека и бога, несмотря на всю их противоположность. Гуманисты «амнистировали» человеческую природу, поверив в её безусловно доброе, божественное начало. Поверив в человека, гуманизм раскрепостил его дух и освободил от проклятия его тело. Одной из фундаментальных идей гуманистов была мысль о том, что зло, которое творят люди, социальные пороки общества не отражают истинной природы человека, ибо она оказывается искажена несовершенными общественными условиями. С тех пор от гуманистов и утопистов к просветителям и социалистам в общественной мысли прослеживается идея о том, что люди таковы, какими их делают общественные условия.

Отсюда возникает чрезвычайно плодотворная идея о необходимости преобразования социальной действительности в соответствии с принципами свободы, равенства, уважения человеческого достоинства. Развитие личности становится теперь высшей целью общественного развития и показателем его прогрессивного характера. Однако, существует и определённая историческая ограниченность данного воззрения, поскольку оно превращало людей в пассивный продукт общественных условий, не учитывая, что эти условия также создаются людьми. Данную ограниченность трактовки человека гуманистами и идеологами Просвещения попытались преодолеть основоположники марксистского учения, показав, что никто, кроме самих людей никто не может изменить социальное устройство общества. Таким образом, общественные преобразования оказываются возможны только благодаря деятельности человека и в диалектическом единстве с изменением самого человека.

Не всегда идеи гуманизма находят воплощение в общественной жизни и человеческих отношениях, но они давно и прочно заняли место среди главных общественных идеалов. В частности, всякая гуманитарная (направленная на человека) деятельность так или иначе соприкасалась или непосредственно основывалась на главных принципах гуманизма. В современном мире многие социальные и политические силы, если даже не стремятся к их воплощению, то, по крайней мере, декларируют приверженность гуманистическим ценностям. Иногда это приводит к тому, что под гуманизм маскируются некоторые реакционные или экстремистские организации или движения, выдавая свою деятельность за якобы гуманную, направленную на благо людей. Несмотря на явный негативный подтекст подобных действий, с другой стороны, они являются показателем того, насколько востребован и ожидаем гуманистический подход в общественной деятельности в качестве «рабочей философии».

В теме, посвящённой философским основаниям социальной работы, мы уже говорили о тесной связи её принципов и гуманистического мировоззрения. И это естественно, так как её главные цели состоят в обеспечении условий для свободного и всестороннего развития человека и помощи в решении трудностей, с которыми он не в состоянии справиться самостоятельно. По своему назначению социальная работа глубоко гуманистична, как гуманистичны её исторические предшественники – социальная помощь, благотворительность, общественное призрение. На деле, беря на себя заботу как о компенсации трудных жизненных условий, так и об обеспечении условий развития, социальная работа предстаёт как гуманизм в действии.

Теоретическим ядром гуманистического мировоззрения являются, как было показано, совокупность идей, рассматривающих человека как высшую ценность и цель общественного развития. Однако оно не исчерпывается этим философским теоретическим ядром. Гуманизм несёт в себе значительный нравственный потенциал и выступает как принцип отношения к человеку, на который ориентируются в современном обществе и государство, и законы, и общественные институты. Как следствие, гуманизм включает и определённую эмоционально-психологическую составляющую. Гуманистически мыслящий человек, независимо от того, выступает он просто как индивид или представитель какого-либо института в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей, непременно испытывает определённые чувства, отражающие гуманное отношение к человеку – чувства уважения, сочувствия, сострадания и т.д.

Известно, что религиозная, в частности, христианская мораль так же строится на идее сострадания, сочувствия и человеколюбия. К тому же любовь к человеку, с точки зрения христианства, не может ограничиваться лишь проявлением чувств, но должна быть деятельной, воплощённой в конкретные поступки. Данная идея христианства в полной мере воплощена в гуманизме и создаёт прочную идеологическую базу для их родства и взаимопроникновения. В этой связи закономерно возникновение христианского гуманизма как философского и этико-религиозного течения, увязывающего гуманистические и религиозные ценности.

Нельзя сказать, что между светским и религиозным вариантом гуманизма существуют какие-то принципиальные отличия или противоречия в отношении их главного содержания. Вместе с тем, религия может привносить в эту систему взглядов ряд требований и ограничений, которые не всегда окажутся приемлемыми с точки зрения современного гуманизма. Последний твёрдо отстаивает идею защиты прав человека, включая его право на свободу социального, политического, культурного выбора, религиозное самоопределение и всестороннее развитие своих способностей, и удовлетворение растущих потребностей.

В данном контексте становится понятно, что в отличие от современного гуманизма, вобравшего в себя в последние полвека идеи ненасилия, терпимости, толерантности, религиозный гуманизм не всегда способен выступать в качестве нравственной, философско-этической основы социальной работы. Не все религиозные учения содержат необходимую «меру» гуманистического содержания. Если социальная работа давно и успешно сотрудничает и готова к кооперации с традиционной христианской, мусульманской, иудаистской церковью, то некоторые современные нетрадиционные религии, а иногда определённые направления мировых религий, принципиально иначе решают вопрос об отношении к человеку, о его свободе.

Ряд из них может призывать к нетерпимости и насилию, как, к примеру, радикальные фундаменталистские течения в современном исламе. Или, скажем, существенно ограничивать социальный и культурный выбор человека, как это проповедуют некоторые христианские течения (например, организация «Свидетели Иеговы»). И, конечно, вовсе неприемлемы с точки зрения социальной работы учения, проповедуемые в тоталитарных сектах.

С точки зрения философии профессиональной социальной работы, специалисту должны быть присущи личностные гуманистические ориентиры – как необходимая основа системы его личностных качеств. Одной из закономерностей социальной работы является зависимость её результатов не только от уровня теоретической подготовки и практических навыков её кадрового потенциала, но и от социально-этической ориентированности его сознания на оказание помощи своим клиентам, личностное восприятие профессиональных задач. В этой связи важное место в профессиональной мотивации социального работника занимает этико-гуманистическая составляющая, которая делает его неравнодушным к нуждам своих подопечных.

Перед современным гуманизмом как философско-этической основой социальной работы стоят сложные задачи защиты и сохранения гуманистических ценностей, которые подвергаются явной атаке со стороны различных политических сил, массовой культуры, экстремистских религиозных и общественных движений. Одним из средств борьбы за сохранение и пропаганду гуманистических ценностей в условиях дегуманизации современного общества является структурная социальная работа, как направление, ставящее задачу изменения общественных условий. Таким образом, не только гуманизм выступает в качестве мировоззренческой и нравственной основы социальной работы, но и она, в свою очередь, будучи гуманной по самой своей сути, становится прибежищем гуманизма и одним из способов его существования.

Немаловажны в данном контексте и правовые аспекты гуманистического мировоззрения. Гуманизм отстаивает идею свободы человека и уважения его человеческого достоинства, выступает за создание условий, обеспечивающих свободное всесторонне развитие личности. При этом подразумевается, что свобода предназначена для всех, а значит, предполагает правовое равенство, закреплённое конституционно и законодательно. Обращаясь к истории, можно констатировать, что только современное общество смогло приблизиться к этим идеалам свободы и правового равенства, – благодаря развитию и совершенствованию правовых институтов и тому, что в современных демократиях право рассматривается как универсальная ценность.

Реализация идеи прав человека в полной мере возможна только при условии готовности главного субъекта правотворческой деятельности – государства обеспечить принятие и реальную защиту прав каждой личности. Таким образом, действительная реализация основных постулатов гуманизма в масштабах всего общества возможна только в условиях правового государства. Тем самым гуманистический характер социальной работы неразрывно связан с идеями обеспечения прав человека и ответственности государства за их защиту. Требование современного гуманизма уважения прав и достоинства личности, построения правового государства и развития гражданского общества, как следствие, является неотъемлемой составляющей идейно-нравственной основы социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: