В рамках планирования качества продукции предусматриваются идентификация и классификация, разработка характеристик качества и планирование их оценки, а также установление целей и требований к качеству и действий в случае несоответствия характеристик качества техническим требованиям.
При планировании управленческой и функциональной деятельности производятся разработка и составление календарного графика подготовки и внедрения работ в соответствии с системой качества.
План (программа) по качеству представляет собой документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к выпуску конкретной продукции, предоставляемой услуге, контракту или проекту.
Управление качеством. Управление качеством- это деятельность оперативного характера (правильно сказать: операционного), направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством.
|
|
В соответствии со стандартами ИСО 9000 управление качеством представляет собой часть менеджмента качества, направленную на выполнение требований к качеству.
Как мы видим, это близкие определения. Управление качеством включает методы:
контроля качества (инспекции);
испытаний и диагностики;
анализа и измерений;
статистического управления качеством;
решения проблем и выбора корректирующих действий и т. п.
Обеспечение качества. Обеспечение качества заключается в принятии системных мер для создания у потребителя и руководства предприятия уверенности в том, что все требования к качеству будут выполнены. Стандарт ИСО 9000 определяет обеспечение качества как часть менеджмента качества, направленную на создание уверенности в том, что соответствующие требования к качеству будут выполнены. Немалую роль здесь играет и сертификация качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Обеспечение качества преследует выполнение двух целей:
внутреннего обеспечения качества - создания уверенности у руководства предприятия в выпуске качественной продукции;
внешнего обеспечения качества - создание уверенности у потребителя в приобретении качественной продукции.
В настоящее время всё больше руководителей начинают понимать, что качество управляется не инспекторами или аудиторами, а теми, кто несёт ответственность за выполняемую работу. Существуют различные принципы выполнения надлежащей работы, которая является в большей или меньшей степени необходимой для всех видов деятельности. Эти принципы могут быть выражены в письменной форме и использованы одним предприятием для оценки другого, в качестве основы для согласования требовании двумя сторонами контракта или же использованы самой организацией для создания более эффективной системы менеджмента.
|
|
Почему все это оказалось необходимым? Хотя осознание этих принципов не обязательно объясняется финансовыми причинами, имеется достаточно данных, указывающих, что неправильное проектирование и изготовление изделий, а также последующие проверки и испытания для определения дефектных изделий в партии связаны с огромными расходами. Оказалось также невозможным проверять каждое отдельное изделие, поскольку это не дало бы возможности определить причину несоответствий и дефектов - было ли неправильным проектирование или изготовление. Более того, затраты не всегда можно измерить только в денежном выражении, они могут быть связаны с жизнью людей и ущербом, причиняемым окружающей среде. Высокие затраты и появление риска в авиакосмической промышленности, при добыче нефти на морском шельфе и т. д. означают, что предприятия, закупающие и монтирующие изделия, используемые в этих отраслях промышленности, должны удовлетворять требования безопасности и эффективности работы этих изделий ещё до их монтажа. Стандарты обеспечения качества послужили средством, используемым этими организациями для оценки качества продукции своих поставщиков. Итак, появляется новая концепция:
Концепция обеспечения качества:
потребитель проверяет пути «менеджмента качества»