В рамках планирования качества продукции предусматриваются идентификация и классификация, разработка характеристик качества и планирование их оценки, а также установление целей и требований к качеству и действий в случае несоответствия характеристик качества техническим требованиям.
При планировании управленческой и функциональной деятельности производятся разработка и составление календарного графика подготовки и внедрения работ в соответствии с системой качества.
План (программа) по качеству представляет собой документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к выпуску конкретной продукции, предоставляемой услуге, контракту или проекту.
Управление качеством. Управление качеством- это деятельность оперативного характера (правильно сказать: операционного), направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством.
В соответствии со стандартами ИСО 9000 управление качеством представляет собой часть менеджмента качества, направленную на выполнение требований к качеству.
Как мы видим, это близкие определения. Управление качеством включает методы:
контроля качества (инспекции);
испытаний и диагностики;
анализа и измерений;
статистического управления качеством;
решения проблем и выбора корректирующих действий и т. п.
Обеспечение качества. Обеспечение качества заключается в принятии системных мер для создания у потребителя и руководства предприятия уверенности в том, что все требования к качеству будут выполнены. Стандарт ИСО 9000 определяет обеспечение качества как часть менеджмента качества, направленную на создание уверенности в том, что соответствующие требования к качеству будут выполнены. Немалую роль здесь играет и сертификация качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Обеспечение качества преследует выполнение двух целей:
внутреннего обеспечения качества - создания уверенности у руководства предприятия в выпуске качественной продукции;
внешнего обеспечения качества - создание уверенности у потребителя в приобретении качественной продукции.
В настоящее время всё больше руководителей начинают понимать, что качество управляется не инспекторами или аудиторами, а теми, кто несёт ответственность за выполняемую работу. Существуют различные принципы выполнения надлежащей работы, которая является в большей или меньшей степени необходимой для всех видов деятельности. Эти принципы могут быть выражены в письменной форме и использованы одним предприятием для оценки другого, в качестве основы для согласования требовании двумя сторонами контракта или же использованы самой организацией для создания более эффективной системы менеджмента.
Почему все это оказалось необходимым? Хотя осознание этих принципов не обязательно объясняется финансовыми причинами, имеется достаточно данных, указывающих, что неправильное проектирование и изготовление изделий, а также последующие проверки и испытания для определения дефектных изделий в партии связаны с огромными расходами. Оказалось также невозможным проверять каждое отдельное изделие, поскольку это не дало бы возможности определить причину несоответствий и дефектов - было ли неправильным проектирование или изготовление. Более того, затраты не всегда можно измерить только в денежном выражении, они могут быть связаны с жизнью людей и ущербом, причиняемым окружающей среде. Высокие затраты и появление риска в авиакосмической промышленности, при добыче нефти на морском шельфе и т. д. означают, что предприятия, закупающие и монтирующие изделия, используемые в этих отраслях промышленности, должны удовлетворять требования безопасности и эффективности работы этих изделий ещё до их монтажа. Стандарты обеспечения качества послужили средством, используемым этими организациями для оценки качества продукции своих поставщиков. Итак, появляется новая концепция:
Концепция обеспечения качества:
потребитель проверяет пути «менеджмента качества»






