double arrow

Примеры мультиагентных систем


Рассмотрим практические примеры организации взаимодей­ствия в мультиагентных системах с использованием различных механизмов координации поведения.

Электронный магазин.Рассмотрим типичную задачу элек­тронной коммерции, в которой участвуют агенты-продавцы и агенты-покупатели. Торговля осуществляется в элек­тронном магазине, который представляет собой программу, раз­мещенную на сервере. Ее основным назначением является организация взаимодействия агентов, интересы которых совпадают. Агенты действуют по поручению своих персональных пользова­телей. При этом агенты-продавцы стремятся продать свой товар по максимально возможной цене, а агенты-покупатели стремят­ся купить нужный товар по минимальной цене. Оба вида агентов действуют автономно и не имеют целей кооперации. Электрон­ный магазин регистрирует появление и исчезновение агентов и организует контакты между ними, делая их «видимыми» друг для друга.

Рисунок 11.6 – Схема электронного магазина.

Поведение агента-продавца характеризуется следующими па­раметрами:

• желаемая дата, до наступления которой необходимо продать товар;




• желаемая цена, по которой пользователь хочет продать товар;

• самая низкая допустимая цена, ниже которой товар не про­дается;

• функция снижения цены во времени (линейная, квадратичная и др.);

• описание продаваемого товара.

Агент-покупатель имеет «симметричные» параметры:

• крайний срок покупки товара;

• желаемая цена покупки;

• самая высокая приемлемая цена;

• функция роста цены во времени;

• описание покупаемого товара.

Торги ведутся по схеме закрытого аукциона первой цены. По­ведение агентов описывается простой моделью, в которой не ис­пользуются знания и рассуждения. Агент-продавец, получив от электронного магазина информацию о потенциальных покупате­лях своего товара, последовательно опрашивает их всех с целью принять решение о возможности совершения сделки. Сделка за­ключается с первым агентом-покупателем, который готов дать за товар запрашиваемую цену. Продавец не может вторично вступить в контакт с любым покупателем до тех пор, пока не опросит всех потенциальных покупателей. При каждом контакте агент-продавец ведет переговоры, предлагая начальную цену либо снижая ее. Агент-покупатель действует аналогичным образом, отыскивая продавцов нужного товара и предлагая им свою цену покупки, ко­торую он может увеличить в процессе переговоров. Любая сделка завершается только в случае ее одобрения пользователем агента.

Данная схема переговоров представляет собой простейший случай взаимодействия автономных агентов, действующих реак­тивно. Тем не менее итоговое поведение системы вполне адекват­но реальности.



Виртуальное предприятие.Создание виртуальных предприятий является одним из современных направлений бизнеса, которое в значительной мере стимулируется быстрым ростом информаци­онных ресурсов и услуг, предоставляемых в сети Интернет. Кроме того, появлению виртуальных предприятий способствует сокра­щение времени жизненного цикла создаваемых изделий и повы­шение уровня их сложности, так как при этом возникает необхо­димость оперативного объединения производственных, техноло­гических и интеллектуальных ресурсов. Еще одна немаловажная причина - ужесточение конкуренции на товарных рынках, стиму­лирующее объединение предприятий в целях выживания.

Виртуальное предприятие можно определить как коопера­цию юридически независимых предприятий, организаций и ин­дивидуумов, которые производят продукцию или услуги в общем бизнес-процессе. Во внешнем мире виртуальное предприятие выступает как единая организация, в которой используются ме­тоды управления и администрирования, основанные на приме­нении информационных и телекоммуникационных технологий. Целью создания виртуального предприятия является объедине­ние производственных, технологических, интеллектуальных и инвестиционных ресурсов для продвижения на рынок новых то­варов и услуг.

Поскольку каждое реальное предприятие в рамках виртуаль­ного выполняет только часть работ из общей технологической цепочки, то при его создании решаются две главные задачи. Пер­вая — это декомпозиция общего бизнес-процесса на компоненты (подпроцессы). Вторая задача заключается в выборе рациональ­ного состава реальных предприятий-партнеров, которые будут осуществлять технологический процесс. Первая задача решается с применением методов системного анализа, а для решения вто­рой могут применяться средства мультиагентных технологий.



Задача оптимального распределения множества работ (под­процессов) среди множества работников (реальных предприя­тий) в исследовании операций формулируется как задача о на­значениях [5]. Ее решение начинается с формирования множеств подпроцессов и потенциальных предприятий-участников. Затем строятся возможные отображения из множества участников на множество подпроцессов и делается выбор наиболее приемлемо­го отображения, которое соответствует конкретным назначениям предприятий на бизнес-процессы. Для этого можно использо­вать механизм аукциона. На рис. 7.2 приведена схема аукциона по созданию виртуального предприятия, в котором выделены бизнес-процессы А, В, С, D, Е и участвуют четыре предприятия: Р1, Р2, Р5, P4, претендующие на их реализацию. Каждое из пред­приятий представлено интеллектуальным агентом, при этом од­но из них х) выступает в роли инициатора (аукционера).

Рисунок 11.7 – Схема создания виртуального предприятия.

Перед началом аукциона аукционер (менеджер) формирует базу данных и базу знаний об участниках аукциона. Затем он вы­ставляет на продажу отдельные бизнес-процессы, информация о которых представлена стартовой ценой и требованиями по за­данному набору показателей. Каждый претендент выдвигает свои предложения по параметрам, которые он в состоянии обеспе­чить, и свою цену. Собрав и обработав эти предложения, аукционер с помощью некоторой модели рассуждения упорядочивает потенциальных претендентов с учетом собственной информации о них. После этого он принимает решение о выборе назначений или отвергает их и выдвигает новые предложения.

Следует отметить, что задачу создания виртуального предпри­ятия можно отнести к задачам структурного синтеза сложных си­стем, удовлетворяющих заданным требованиям.







Сейчас читают про: