Этика сферы предпринимательства

Проблема соотношения этики и бизнеса. В деловой сфере наиболее ярко проявляется противоречие между этикой и бизнесом, между должным и сущим. Оно затрагивает отношения на разных уровнях: между компанией (фирмой) и обществом, между деловыми партнерами и конкурирующими организациями, между фирмой и ее клиентами. На указанную проблему существует два взгляда.

Первый пытается разрешить это противоречие так: в деловых отношениях нравственность не нужна, так как смысл деятельности предпринимателя – получение прибыли любыми доступными путями. А нормы морали только стоят на пути достижения этой цели, создавая побочные проблемы, связанные с нравственными барьерами деятельности. Поэтому очень часто в деловой сфере можно встретиться с проявлениями неэтичного поведения: случаями сокрытия от государства истинной прибыли, подкупом, взятками, использованием чужого фирменного наименования, распространением заведомо ложной и порочащей конкурента информацией, переманиванием сотрудников, лжепредпринимательством и т.д.

Примером неэтичного поведения представляют действия компании «Форд Мотор». Ее руководители возражали против снятия с производства модели «Пинто», которая имела технические недостатки бензобака. Суть проблемы состояла в том, что в 1978 году три женщины сгорели заживо, когда машина этой модели, в которой они находились, получила удар сзади и бак с бензином, взорвался. Разработчикам модели и руководству компании неполадки проектирования топливной системы были известны. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. Здесь компания переступила нормы морали.

Второй взгляд на указанную проблему вообще не видит противоречия между этикой и бизнесом. Согласно сторонникам этого подхода эффективность предпринимательской деятельности зависит от соблюдения этических норм ведения дела. Современные концепции этики во главу угла ставят социальную ответственность бизнеса, становление новой корпоративной культуры, учитывающей необходимость не только увеличения прибыли, но и адекватного удовлетворения потребностей общества, признание нравственной культуры взаимоотношений между конкурентами и партнерами.

Таким образом, существует необходимость выделения такого вида профессиональной этики, как этика бизнеса. Этика бизнеса изучает нравственные параметры отношений людей и организаций в сфере предпринимательства. Это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и взаимодействия деловых людей.

Этическим нормам деловых взаимоотношений людей уделяли внимание еще Конфуций, Сократ, Аристотель. Например, по мнению Аристотеля, в основе деловых взаимодействий лежит «потребность, которая все связывает вместе». Имеется в виду, прежде всего, экономическая потребность и экономический интерес, взаимообусловленный экономический обмен между ремесленником, ткачом, врачом, земледельцем и т.д. Вследствие этого критерий нравственности деловых отношений перемещается в экономическую сферу, где главным параметром справедливости становится принцип «пропорционального равенства». Согласно этому положению тот, кто понес большие труды, должен получить много и наоборот.

С развитием капитализма материальный результат, прибыль как концентрированные критерии человеческой деятельности становятся всеохватывающими и доминирующими, а «последним» критерием справедливости становится умение успешно вести дело – деловой прагматизм. Он вырабатывает «свои» принципы, отодвигая в сторону общечеловеческие и религиозные ценности.

Протестантизм периода Реформации XVI –XVII вв. попытался вернуть в сферу предпринимательства традиционную мораль и на определенное время достиг известных успехов в ее утверждении. В то время обосновывалось, что труд «бизнесмена», при условии его честности, обязательности, добросовестности, может быть одобрен Богом. В свою очередь все верующие миряне должны относиться к делу с такими же нравственными установками, как они относятся к Богу. Стремление к прибыли и к Богу стали взаимосвязанными, а вознаграждение финансовым успехом, получение прибыли стало пониматься как благое и богоугодное дело.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда. Можно отметить, что в ней нашли воплощение общечеловеческие этические принципы справедливого и гуманного отношения к производственным рабочим, принцип добросовестного отношения работников к своему труду, ответственность предпринимателя перед обществом. В 20-30-е годы ХХ века он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и именно в этом заключается этический смысл человеческой деятельности, а произведенный продукт является источником радости и морального удовлетворения. Г. Форд провозгласил принцип высокой заработной платы и низких цен на свой конечный продукт, чтобы рабочие его предприятий могли купить автомобили, которые сами производили. Эта мера помогла ему сохранить производство. Кроме того, он покупал земельные участки своим рабочим и строил им жилье, создавал сельскохозяйственные товарищества и организовывал на своих заводах продажу потребительских товаров.

Форд заботился о питании своих рабочих за счет заводов, обеспечивал топливом, теплом и электричеством всех работающих. Он строил медицинские учреждения и переводил рабочих, больных туберкулезом, на легкие работы, открывал ремесленные училища для подготовки кадров. Пенсионеров обеспечивал достойными пособиями, давая возможность покупки в рассрочку сельскохозяйственных ферм

Г. Форд обосновал дифференцированный подход к различным категориям работников, их деловым качествам и способностям, предоставляя работу по умению и силам каждого. В каждом из них он видел партнера и «компаньона», давал им почувствовать себя хозяевами производства через акции. Поэтому предприятия Форда отличались отсутствием забастовок и высокой производительностью труда.

Источником зарплаты служил произведенный рабочим продукт – его количество и качество в единицу времени. По мнению самого Форда, эта «плата должна покрыть расходы по обязательствам рабочего за пределами фабрики», а этичным может считаться только тот предприниматель, который платить высокую заработную плату, создавая тем самым условия для высокопроизводительного труда.

Принцип высокой зарплаты и низких цен с одновременным ростом производительности труда и качества продукции позволил Г. Форду улучшить жизнь работающих, увеличить объем производства до крупных размеров, повысить личную ответственность каждого рабочего.

Другой принцип - служение человеку, по его мнению, находил свое воплощение непосредственно в экономике и предполагал реализацию трех фаз: покупки сырья и материалов; производства конечного продукта-товара; продажи товара и получения прибыли. Каждая из этих фаз должна сопровождаться проявлением радости:

· радости производителя, работающего на научной основе, в условиях порядка и чистоты, которая перерастает в радость создания высококачественного и эстетичного продукта – автомобиля;

· радость продавца, реализующего привлекательные изделия;

· радость покупателя, приобретающего высококачественный и радующий глаз товар.

Эти проявления радости имеют также «материальное» воплощение: высокая зарплата, низкие цены и большой объем прибыли за счет огромной массы товара. Именно этим оказывается большая услуга обществу. Следовательно, целью является служение обществу, а не только получение прибыли. А прибыль приходит сама собой как результат осуществления услуги пользы обществу.

Концепция Г. Форда сыграла не последнюю роль в том, что спустя полвека концепции деловой этики (этики бизнеса) в США, да и в других странах, стали вновь актуальны. Это произошло с эволюцией сознания всего общества и переоценкой тех ценностей, которые казались ранее незыблемыми. Естественно, что предприниматели не отказались от получения прибыли, просто они начали ощущать зыбкость абсолютизации прибыли как единственной цели их деятельности.

Кроме того, ни строгость, ни обилие законов оказались не в состоянии искоренить правонарушения в экономической сфере. Поэтому в США, особенно с середины 80-х годов ХХ в., росло представление о необходимости подхода к решению этой проблемы по линии укрепления в массовом сознании традиционных морально-этических ориентиров, «оздоровления» с их помощью всей философии предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: