Когда мы рассматривали вставание со стула, мы видели, что хорошее произвольное движение выполняется тогда, когда нет конфликта между произвольным управлением автоматической реакцией тела на тяготение, когда они соединяются и помогают друг другу в выполнении действия, которое кажется направляемым единым центром. Произвольное управление обычно эффективно по отношению к сравнительно медленным движениям, таким, которые не представляют опасности для тела и не вызывают боли, которая заставила бы автоматическую реакцию препятствовать принятому решению.
Мы видели также, что простое движение руки было хорошим без предварительного знания о том, что входит в хорошее движение. Как правило, легкие и легко выполнимые движения хороши.
Важно научиться превращать движения, требующие усилий и напряжения, в хорошие - то есть в движения, которые прежде всего эффективны, но кроме того удобны и легки.
Избегание трудностей - поведенческая норма
Как правило, люди прекращают развивать и совершенствовать свои способности к приспособлению около 13-14 лет. Деятельность мозга, эмоций и тела, которая еще трудна или невозможна в это время, так и остаются за гранью привычного. В результате человек остается гораздо более ограниченным в своих способностях, чем мог бы быть.
|
|
Эти ограничения обычно принимаются индивидуумом в результате трудностей, с которыми он сталкивается в процессе физиологического или социального развития. Когда индивидуум многократно испытывает определенную трудность, он обычно оставляет деятельность, которая оказалась трудной, которая не удается или которая не удовлетворяет его каким-то образом. Он устанавливает для себя правило, говоря например: "Я не могу научиться танцевать", или "Я необщителен по природе", или "Мне никогда не понять математику". Границы, которые он таким образом себе ставит, помешают его развитию не только в тех областях, которые он решил оставить, но и в других; они могут повлиять на всю его личность в целом.
Чувство, что что-то "слишком трудно", распространится и овладеет другими деятельностями. Трудно оценить важность для индивидуума тех качеств, которых ему не хватает, и тех вещей, которых он не пробует делать; так что потери, которые он вызывает, неисчислимы.