Субстанция есть причина. Понятие причины в философии Гегеля появляется на высоком уровне развития логики как выражение деятельной, творческой природы идеи, как процесс порождения нового. Причина включает в себя предшествующие формы активности идеи: переходы, изменение, рефлексию, обоснование, отрицание, силу. Такое логическое конструирование понятия причины представляет огромный интерес для научной философии. Уроки подобного конструирования понятий далеко не полностью учтены в современной мировой философии, а рядом ее главных течений (неопозитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм, неотомизм) почти полностью игнорируются.
Субстанция порождает действие, т.е. некую действительность, которая есть поэтому зависимая – положенная - действительность, вместе с тем - необходимая действительность.
Гегель раскрывает диалектику субстанции, как причины, и ее действия, как двух определений необходимой действительности.
"В действии нет иного содержания... чем в причине;...лишь в действии причина действительна и есть причина. Причина в себе и для себя есть поэтому causa sui" (331). Дождь (причина) и мокрота (действие) суть одна и та же существующая вещь.
|
|
Причина конечна. Она вызывает определенное действие, которое в свою очередь выступает в качестве причины другого действия. Так возникает снова прогресс в бесконечность, идущий от причин к действиям. Прогресс однако существует в двух направлениях: от действия к причине и от причины к действию.
В последовательности причин и действий каждая причина выступает также как действие, а каждое действие - как причина. Следует однако учесть, что причина есть действие не в том отношении, в каком она выступает как причина, и действие есть причина не в том отношении, в каком она есть действие. Идея бесконечной последовательности причин и действий вновь приводит к ситуации дурной бесконечности, логику выхода из которой Гегель уже давно освоил. "Дурная бесконечность" причин и действий снимается категорией взаимодействия.
Следует заметить, что в идее бесконечной последовательности причин и действий диалектика Гегеля сталкивается с большой трудностью, которую философ, по нашему мнению, не смог преодолеть. Развитие идеи выступает на этом уровне как последовательность причин и порождаемых ими действий. Логику этой последовательности Гегель строит на понятии тождества причины и действия. Но как увязать это тождество в последовательности причин и действий с идеей развития, т.е. постоянного возникновения существенно нового содержания? "Логическая модель", выраженная в образе одной и той воды, выступающей в виде причины (дождя) и действия (мокроты) имеет слишком слабый смысл. Мощная и содержательная идея возникновения существенно нового явно не укладывается в логику абстракций Гегеля. "Субстанциальная мощь", выступая в качестве причины, должна была бы производить также мощь, а не мелькающее тождество, замыкающееся в кольцо взаимодействия. Новый тип интеллекта, вводимый Гегелем, дает весьма заметный сбой там, где он доложен был бы обнаружить свою логическую мощь. - Свидетельство некоего скрытого дефекта интеллектуальной парадигмы.
|
|