''Умозаключение есть единство понятия и суждения; оно есть понятие как простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения, и оно есть суждение, поскольку вместе с тем положено в реальности, а именно в различии своих определений. Умозаключение есть разумное и все разумное" (365).
Умозаключение выступает как получившее свое полное развертывание субъективное понятие. Поскольку это происходит с помощью суждения, Гегель определяет умозаключение как единство понятия и суждения.
Традиционно признаком рассудка считается способность суждения. Разум проявляется как способность умозаключения. В умозаключении движение мысли от суждения к суждению, от посылок к выводу (заключению) имеет осознанный, пронизанный понятием вид. Поэтому Гегель определяет умозаключение как разумное. Лейбниц утверждал, что путем комбинаций он обнаружил 2048 возможных форм умозаключений. В отличие от предшественника Гегель дает глубокий анализ познавательных возможностей умозаключений, диалектики движения мысли в умозаключениях.
|
|
В умозаключении в снятом, опосредствованном виде заложены важнейшие моменты или определения мысли как процесса: наличное бытие, реальность, рефлексия, обоснованность, деятельностный характер, опричиненность, субъективность. Таким образом, умозаключение, по Гегелю, представляет собой содержательнейший и сложнейший процесс творения. Умозаключение, согласно Гегелю, есть определение абсолютного, бога. "Все есть умозаключение" (366).
В традиционной формальной логике умозаключение, как и суждение, рассматривалось как форма нашего субъективного мышления. По Гегелю, все существующее, объективный предметный мир и дух, есть умозаключения. Каждая вещь есть умозаключение.
Умозаключение - это взаимосвязь и взаимопереходы трех моментов: Единичного (Е), Особенного (О) и Всеобщего (В). Всякая вещь, таким образом, есть живой процесс порождения, образованный Е,О и В. Рассматривая ступени развития мысли, Гегель различает три вида или ступени умозаключений: 1) качественное умозаключение (его форма: Е-О-В), 2) умозаключение рефлексии, 3) умозаключение необходимости.
В умозаключении, которое "все разумно", субъективное понятие получает свою определенность, выраженность и полноту и становится непосредственным. Как мы уже видели, моменты логической идеи опосредствуют друг друга, преодолевают эту непосредственность и становятся непосредственными, совершив цикл отрицания отрицания. Субъективное понятие, достигнув полноты и определенности своего развития, становится непосредственным, т.е. объективированным, объективным, или объектом, Объект как единое выступает у Гегеля как "объективный мир вообще", или "вселенная", он же - "бог, абсолютный объект". Мир, или объект, распадается на неопределенное многообразие единичных объектов, каждый из которых представляет собой "конкретное, полное, самостоятельное наличное бытие" (380).
|
|
Переход от субъективного понятия к объекту, который сам является понятием, поднявшимся на новую ступень развития, Гегель называет "странным на первый взгляд". Действительно, этот переход - один из самых слабых и искусственных моментов философии Гегеля. Гегель по сути дела декларирует переход субъективного понятия в понятие объекта, проводя без каких-либо доказательств мысль о первичности логического начала, мышления по отношению к материальному миру. Мы пойдем дальше, вслед за Гегелевой мыслью, чтобы увидеть, что из этого получится. Истинность или ложность строящейся конструкции станет ясной тогда, когда конструкция будет завершена.
ОБЪЕКТ
"Объект есть непосредственное бытие" (383). Он есть целостность (тотальность), которая в то же время распадается на различные моменты (объекты), представляющие собой также целостности. Объект как целостность равнодушен к своим непосредственным составляющим моментам (объектам). "Объект есть поэтому абсолютное противоречие между совершенной самостоятельностью и столь же несовершенной несамостоятельностью различных существований" (383). Итак, основное ("абсолютное") противоречие мира (понятия) - между совершенной самостоятельностью и столь же совершенной несамостоятельностью составляющих его частей (объектов).
Объективность содержит в себе три формы, или ступени: механизм, химизм и целевое (телеологическое) отношение.