Умозаключение

''Умозаключение есть единство понятия и суждения; оно есть понятие как простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения, и оно есть суждение, поскольку вместе с тем положено в реальности, а именно в различии своих определений. Умозаключение есть разумное и все разумное" (365).

Умозаключение выступает как получившее свое полное развертывание субъективное понятие. Поскольку это происходит с помощью суждения, Гегель определяет умозаключение как единство понятия и суждения.

Традиционно признаком рассудка считается способность суждения. Разум проявляется как способность умозаключения. В умозаключении движение мысли от суждения к суждению, от посылок к выводу (заключению) имеет осознанный, пронизанный понятием вид. Поэтому Гегель опреде­ляет умозаключение как разумное. Лейбниц утверждал, что путем комбинаций он обнаружил 2048 возможных форм умозаключений. В отличие от предшественника Гегель дает глубокий анализ познавательных возможностей умозаключений, диалектики движения мысли в умозаключениях.

В умозаключении в снятом, опосредствованном виде заложены важнейшие моменты или определения мысли как процесса: наличное бытие, реаль­ность, рефлексия, обоснованность, деятельностный характер, опричиненность, субъективность. Таким образом, умозаключение, по Гегелю, представляет со­бой содержательнейший и сложнейший процесс творения. Умозаключение, согласно Гегелю, есть определение абсолютного, бога. "Все есть умозаключе­ние" (366).

В традиционной формальной логике умозаключение, как и суждение, рассматривалось как форма нашего субъективного мышления. По Гегелю, все существующее, объективный предметный мир и дух, есть умозаключения. Каждая вещь есть умозаключение.

Умозаключение - это взаимосвязь и взаимопереходы трех моментов: Единичного (Е), Особенного (О) и Всеобщего (В). Всякая вещь, таким об­разом, есть живой процесс порождения, образованный Е,О и В. Рассматривая ступени развития мысли, Гегель различает три вида или ступени умозаключений: 1) качественное умозаключение (его форма: Е-О-В), 2) умозаключение рефлексии, 3) умозаключение необходимости.

В умозаключении, которое "все разумно", субъективное понятие получает свою определенность, выраженность и полноту и становится непосредственным. Как мы уже видели, моменты логической идеи опосредствуют друг друга, преодолевают эту непосредственность и становятся непосредственными, совершив цикл отрицания отрицания. Субъективное понятие, достигнув полноты и определенности своего развития, становится непосредственным, т.е. объективированным, объективным, или объектом, Объект как единое выступает у Гегеля как "объективный мир вообще", или "вселенная", он же - "бог, абсолютный объект". Мир, или объект, распадается на неопределенное многообразие единичных объектов, каж­дый из которых представляет собой "конкретное, полное, самостоятельное наличное бытие" (380).

Переход от субъективного понятия к объекту, который сам является понятием, поднявшимся на новую ступень развития, Гегель называет "странным на первый взгляд". Действительно, этот переход - один из самых слабых и искусственных моментов философии Гегеля. Гегель по сути дела декларирует переход субъективного понятия в понятие объекта, проводя без каких-либо доказательств мысль о первичности логического начала, мышления по отношению к материальному миру. Мы пойдем дальше, вслед за Гегелевой мыслью, чтобы увидеть, что из этого получится. Истинность или ложность строящейся конструкции станет ясной тогда, когда конструк­ция будет завершена.

ОБЪЕКТ

"Объект есть непосредственное бытие" (383). Он есть целостность (тотальность), которая в то же время распадается на различные моменты (объекты), представляющие собой также целостности. Объект как целостность равнодушен к своим непосредственным составляющим моментам (объ­ектам). "Объект есть поэтому абсолютное противоречие между совершен­ной самостоятельностью и столь же несовершенной несамостоятельно­стью различных существований" (383). Итак, основное ("абсолютное") противоречие мира (понятия) - между совершенной самостоятельностью и столь же совершенной несамостоятельностью составляющих его частей (объектов).

Объективность содержит в себе три формы, или ступени: механизм, химизм и целевое (телеологическое) отношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: