Наука логики. Учение о понятии

"Понятие есть то, что свободно как сущая для себя субстанциальная мощь, и есть тотальность, в которой каждый из моментов есть целое, представляя собой понятие, и положен как нераздельное с ним единство; таким образом, понятие в своем тождестве с собой есть в-себе-и-для-себя-определенное" (341).

Понятие в философии Гегеля характеризуется следующими чертами. 1. Понятие есть то, что свободно. С понятием в философию Гегеля вводится весьма важное для нее, для ее дальнейшего развертывания, понятие свободы. 2. Понятие есть сущая для себя субстанциальная мощь. Вся мощь накопленного прежде содержания, объединяемого субстанцией, выступает теперь "для себя", рефлектируется сама в себя, повторяя на принципиаль­но новом уровне бесконечное для-себя-бытие. Иначе говоря, понятие есть бесконечная мощь содержания (субстанции), осознающая самое себя. 3. Понятие есть целостность ("тотальность"), в которой каждый из моментов так же есть целостность. Иными словами, понятие - это целостность, состоящая из более частных понятий, образующих систему понятия как тотальности. 4. Понятие есть в-себе-и-для-себя-определенное. Как уже отмечалось, логическая идея развертывается посредством своего собст­венного определения. На заключительной ступени логики понятие выступает как в-себе-и-для-себя-определенное, что содержится уже в призна­ке "сущая для себя субстанциальная мощь".

Учение о бытии и сущности представляло собой объективную логику, учение о понятии - субъективную логику. Под понятием Гегель подразу­мевает не понятие в традиционном формально-логическом смысле - как "абстрактное представление". Понятие в философии Гегеля - это высшая ступень развития логического, высшая и предельная форма разума, субъ­ект. Если в объективной логике основным понятием выступает понятие субстанции, ведущее начало прежде всего от философии Спинозы, то в учении о понятии, в субъективной логике, таким понятием является субъ­ект, или "я", получившее ранее развитие в философии Фихте. Философия Гегеля - синтез и развитие двух важнейших понятий, связанных с филосо­фиями Спинозы и Фихте.

По Гегелю, развитие логической идеи в конечном счете есть развитие понятия, которое выступает первоначально в неразвитом виде, как "понятие в себе", в виде бытия, логически переходит в "положенное понятие" – сущность, истиной которой оказывается понятие, вернувшееся к себе и для-себя. Свою философию Гегель называл точкой зрения абсолютного идеализма.

В традиционной логике понятие предстает как абстрактная и простая форма мышления, оказывающаяся чем-то "мертвым, пустым и абстрактным". Напротив, в новой философии, новой форме интеллекта, "понятие есть принцип всякой жизни и есть, следовательно, вместе с тем всецело конкретное" (341). Весьма важным моментом понятия в новом типе интеллекта, вводимом Геге­лем, является представление о понятии как всецело конкретном, а не абстрактно-всеобщем. Конкретное по Гегелю - единство многообразия; конкретно-всеобщее, в отличие от абстрактно-всеобщего - это не пустая и мертвая всеобщность, а всеобщность, включающая в себя различия и, следовательно, многообразие. Гегель гениально понял - до определенного момента - главный порок всякого идеалистического и религиозно­го представления, прежнего типа интеллекта: понимание всеобщего как абстрактно-всеобщего, исключающего различия и многообразие. Таким выступало представление о боге как "неподвижном перводвигателе", в кото­ром по сути дела находит свой конец всякая идеалистическая и религиоз­ная концепция.

Гегель понял, что если всеобщее или абсолютное (идею, бога) считать творцом и истиной всего существующего, то его нельзя понимать как абстрактно-всеобщее, т.е. всеобщее, не включающее в себя различия и, следовательно, неспособное породить бесконечное многообразие мира. Существование конкретно-всеобщего - одно из важнейших открытий нового интеллекта, принадлежащие великому немецкому философу. Нам остается однако еще оценить как далеко идет это открытие, его действительное значение для человеческого интеллекта.

Понятие, по Гегелю, выступает как бесконечная и творческая форма, в чем явно выражается предвзятая, нигде специально не аргументированная позиция философского формализма, начало которого в явственном виде положено Платоном. Характер построения философской системы Гегеля таков, что обоснованием безусловного предпочтения формы перед содержанием должна выступить вся философская система в целом, успех построения которой, т.е. достижение им истины, должен служить конечным доказательством основных утверждений философа, в том числе и его своеобразного абсолютного философского формализма. Нам остает­ся пока ждать результатов построения философской системы, вернее, ид­ти вместе с Гегелем вперед, чтобы убедиться либо в том, что мы шли к истине, либо в обратном. Полезно, однако, вспомнить, что абсолю­тизация формы в античной философии произошла в результате наивного противопоставления реального материального содержания мира, якобы са­мого по себе пассивного, аморфного, лишенного всякого порядка, и фор­мы, с которой связывался порядок, организация, активность и которая ошибочно была объявлена духовной ("идеи" Платона).

Как конкретное, понятие "содержит в самом себе в идеальном единст­ве бытие и сущность и, следовательно, все богатство этих двух сфер" (342).

В понятии развитие получает свой полный и всесторонний характер. В бытии, как мы уже видели, развитие предстанет в виде переходов од­ного в другое, в сущности развитие заключается в рефлексии друг в друга, в понятии происходит развитие, "посредством которого полагает­ся лишь то, что уже имеется в себе" (343). Здесь мы встречаемся с пер­вым явным определением развития в философии Гегеля. Его общий смысл заключается в следующем. Прежде всего Гегель рассматривает развитие как движение от простого к сложному, как рост богатства содержания идеи. Понятие "в себе" означает в его философии то исходное, простейшее состояние, из которого развивается все последующее, более сложное. Таким начальным состоянием для идеи в целом, или понятия, выступает чистое бытие. Вместе с тем простое, исходное не является, по Гегелю, абсолютно простым, а последующее, развитие - по сути дела не имеющим к нему никакого отношения, т.е. полностью новообразованным. Состояние "в себе" означает у Гегеля свернутое, зародышевое, воз­можное будущее развитое состояние. Развитие - не полностью новооб­разование, а развертывание того, что было "в себе", т.е. содержалось идеально. Разъясняя свое понимание развития, Гегель обращается к био­логии, поскольку органическая жизнь, согласно его схеме, соответствует ступени понятия (в то время как механика и физика - ступеням бытия и сущности). Типическим примером развития философ считает возникновение растения из своего зародыша, зерна (343). Гегель категорически отвергает объяснение развития так называемой "гипотезой включения" (в наше время ее обычно называют концепцией "преформации"), согласно которой различные части растения существуют в зародыше реально, в готовом виде, а развитие есть механическое увеличение этих частей. По Гегелю, раз­витие имеет действительный характер, является действительным возник­новением нового, в данном случае растения. Однако в процессе развития развертывается то, что было заложено в зародыше идеально, в зачаточном виде.

Представление Гегеля о развитии как новообразовании, действительном возникновении нового и в то же время как развертывании зароды­шевого состояния ("в себе") является несомненным достижением философской мысли. Новый интеллект, вводимый системой великого немецкого философа, смог продвинуться значительно дальше всей предшествующей философии, в явственной форме раскрыв две важнейшие стороны разви­тия: возникновение нового и развертывание возможного, зачаточного содержания. Однако философия Гегеля содержит лишь некоторое существен­ное приближение к постановке и решению проблемы развития. Эта филосо­фия упиралась далее в ряд трудностей или неясностей. Прежде всего, в какой степени новое, высшее предопределено низшим, содержится в низшем? Как высшее содержится в низшем и в какой степени оно является продуктом новообразования? Смысл детерминации высшего низшим Гегель разъясняет с помощью понятий "в себе" и "идеально" (в отличие от раз­витого "реального"). Разъяснением служит также взятое из биологии понятие зародыша. В определенной мере раскрывая понятие развития, эти термины в то же время недостаточны для ясной и определенной характе­ристики развития. Заимствованное у биологии понятие зародыша само нуждается в разъяснении с помощью более глубоких и всеобщих понятий философии. Наибольшей неясностью обладает понятие идеального, использу­емое для характеристики способа существования высшего в низшем, прос­том, исходном. Более того, в конечном счете у Гегеля окажется, что все возникающее предсуществовало в его понятии, а вся сфера понятия, как уровня логической идеи, лежащего в основе ее развития, никогда не возникала, а существует вечно, вне времени, в бесконечном "длящемся настоящем".

"...Понятие в своем процессе остается у самого себя и...через него поэтому не полагается ничего нового по содержанию, а происходит лишь изменение формы"(343). "Странности" в понимании развития приве­дут к некоему неожиданному результату в конце процесса развертывания его философской системы. Забегая вперед, отметим, что существенные ограниченности Гегелева пони­мания развития связаны с тем, что, столкнувшись с наиболее глубоким и сложным противоречием развития (новообразования и преемственности), которое первоначально предстает в теории как парадокс развития, пара­докс возникновения нового (откуда берется то, чего никогда не было?), Гегель в явственной теоретической форме не сформулировал этого парадокса и не наметил пути его разрешения. Парадокс и противоречие разви­тия в неявной форме постоянно присутствуют "в подсознании" Гегелева хода мысли, нигде не приобретая "хорошо отрефлектированного" характера.

Учение о понятии делится на три последовательные части или определения: А. Учение о субъективном, или формальном, понятии; В. Учение о по­нятии как определенном к непосредственности, или учение об объективности; С. Учение об идее, о субъекте-объекте, единстве понятия и объекти­вности, об абсолютной истине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: