Суждение есть понятие в его особенности. Традиционная в формальной логике схема суждения: S есть (не есть) P, где S - субъект, P -предикат. В традиционной логике, справедливо утверждает Гегель, субъект и предикат мыслятся как самостоятельные крайности, а само суждение означает, что к понятию-субъекту присоединяется понятие-предикат, выражающее некий признак предмета суждения. Гегель впервые в истории логики предпринял во многом плодотворную попытку представить субъект и предикат в развитии, в их внутренней взаимосвязи и взаимозависимостях.
Абстрактная формула суждения, или "абстрактное суждение", по Гегелю, выражается в предложении "Единичное есть всеобщее". Дальнейшее развертывание "абстрактного суждения" дается суждениями "Особенное есть всеобщее" и "Единичное есть всеобщее". Гегель обнажил таким образом внутренний диалектический смысл суждения, образованный понятиями единичного, особенного, всеобщего. "В суждении мы поэтому впервые видим истинную особенность понятия... "(351). Понятие - истинная предпосылка суждения и выступает в суждении в форме различия.
Раскрывая суть своей концепции мира, Гегель утверждает, что суждение - это не только операция в человеческой мысли, прежде всего оно есть сама вещь: "все вещи суть суждения" (352). Объективный мир, мир вещей в своей глубинной сущности есть мир мышления, а каждая вещь представляет собой суждение. Каждая вещь единична, но в то же время несет в себе всеобщее: вещь есть индивидуализированное, оединиченное всеобщее. Этот глубинный смысл вещи и составлен суждением "Единичное есть всеобщее".
Точкой зрения суждения является конечность, а конечность вещей состоит в том, что они суть некоторое суждение.
Субъект суждения есть некоторое единичное, а предикат - всеобщее. В процессе суждения их содержание, отмечает Гегель, не остается прежним, субъект и предикат получают и другое значение: предикат – значение особенного и единичного, субъект - особенного и всеобщего. "...В двух сторонах суждения при сохранении ими одних и тех же названий субъекта и предиката имеет место перемена их значения" (354). "Таким образом, субъект и предикат есть все значение целиком" (365).
Гегель, в противоположность традиционной формальной логике, глубоко поставил и пытался решить вопрос о познавательной ценности суждений, диалектическом движении мысли в суждениях, о высших и низших ступенях суждений. Это выражено в его классификации суждений в соответствии со ступенями развития логической идеи: бытием, сущностью и понятием. Гегель различал суждения 1) наличного бытия, или качества ("роза красна"), 2) рефлективное суждение ("этот предмет полезен, опасен" и т.д.), 3) суждение необходимости ("золото есть металл", "роза есть растение"),4) суждение понятия ("этот предмет прекрасный, добрый, правильный" и т.д.). В суждении понятия всеобщее выражено в его полной определенности.