Понятие как таковое

Первые определения бытия, сущности и понятия имеют в философии Гегеля смысл первых и относительно абстрактных характеристик. Если таки­ми определениями сущности были тождество, различие и основание, то по­нятие выступает как всеобщее, особенное и единичное. То, что на уровне сущности представлялось как тождество, на уровне понятия выступало в качестве более глубокого определения, истины тождества - всеобщего. Соот­ветственно различие оказывается теперь особенным, а основание - единич­ным.

Выбор основных наиболее абстрактных определений понятия и их последовательность явственно обнаруживают коренные особенности философии Гегеля, нового типа интеллекта, которые требуют своего осмысления. Характеристика понятия, высшей ступени развития логической идеи и в то же время ее основания и сути как всеобщего, особенного и единичного имеет предельно абстрактный и формальный характер. Иными словами, предельный уровень абсолютного, логической идеи характеризуется достаточно бессодержательно, сведен к логической форме, как бы не уверял Гегель, что форма и содержание в его философии тождественны. В философии Гегеля не форма стала содержательной, а скорее содержание стало формальным. В действительно научной философии в основу объяснения мира должны быть положены не признаки всеобщего, особенного и единич­ного, а та сущность, которая является всеобщей, особенной и единичной. Правда, в конечном счете то, что является всеобщим, особенным и единичным, у Гегеля оказывается идеальным, хотя это в явственной форме фило­софом не обосновывается, а скорее декларируется.

Все предшествующее построение философии Гегеля свидетельствует, что всеобщее, особенное и единичное служат у него определениями мысли, идеального. Выдвигая на первый план предельно абстрактные понятия всеобщего, особенного и единичного, Гегель фактически без доказательств проводит мысль о духовной, идеальной, логической природе мира. Последующее развитие философии Гегеля заключается в том, что предельно абст­рактные понятия всеобщего, особенного и единичного рождают из себя все более богатое и конкретное содержание. Коренная особенность философии Гегеля, его способа мышления состоит в том, что она построена на логике выведения всего конкретного многообразия мира из аб­страктного, всеобщего. Всеобщее определяет себя как особенное, единич­ное и т.д. К. Маркс и Ф.Энгельс позднее назовут этот секрет Гегелевой философии "тайной спекулятивной конструкции".

Понятие как таковое содержит в себе момент всеобщности, момент особенности и момент единичности, как рефлексию в-самое-себя определенной всеобщности и особенности.

Главное в понимании всеобщего, что Гегель впервые вводит в философскую мысль, заключается в том, что всеобщее - это не пустая и голая общность, которой противостоят особенное и единичное. Истинно всеобщее или универсальное "содержит в себе одновременно особенное и единичное" (348).

Гегель считает, что человеческая мысль достигает уровня всеобщности только с появлением христианства. Боги древних греков были еще особен­ными силами духа, а всеобщий бог был для них еще неведомым богом. Поэтому и понятие человека не получило у греков истинной всеобщности: для них раб или варвар еще не был человеком. Только с христианством человек был признан "в его бесконечной ценности и его бесконечном праве", "в его бесконечности и всеобщности". Раб не был еще признан личностью, "принцип же личности есть всеобщность" (346). Единичность (личность) получает свое истинное значение только на основе всеобщно­сти - замечательно глубоко подметил Гегель взаимосвязь всеобщего, особенного и единичного. Гегель считал, что христианство является причиной исчезновения рабства в Европе. Такой крупный социально-эконо­мический сдвиг, как исчезновение рабства, объясняется, по Гегелю, измене­нием религии, появлением понятия свободы.

Всеобщее само себя обособляет, специфицирует и порождает особенное. Ступень особенного в философии Гегеля - это ступень всеобщего, определившего себя в то же время как особенное. Рефлексия всеобщего и особенного в себя, т.е. самоотражение всеобщего и особенного в самих себе, есть единичное. Ступень единичности выступает, таким образом, не как голая единичность, а как всеобщее и особенное, определившие себя как единичное. Гегель обнаруживает своеобразную глубину мысли, полагая, что понятие может быть действительным только как единичность. Единичное "есть субъект, основа, содержащая в самом себе род и вид, само есть субстанциальное" (348). Соотношение всеобщего, особенного и единичного в реальной действитель­ности имеет весьма сложный и многоплановый характер. Еще Аристотель подметил существенную неравноценность общего и единичного, выражающую­ся в том, что реальное самостоятельное существование имеют отдельные единичные вещи, а общее принадлежит единичным вещам. Поэтому Аристо­тель определил единичное как первую сущность. В то же время общее обладает определенным главенством над собственно единичным. В филосо­фии Аристотеля это было выражено в конце концов понятием иерархии форм, т.е. общностей, вершиной которой выступает "форма форм", т.е. бог как неподвижный перводвигатель. В соотношении общего и единичного обнаруживается, таким образом, то примат первого, то примат второго - в разных отношениях или планах. В течение тысячелетий философская мысль стремилась сконструировать полную и сбалансированную картину взаимосвязи единичного и общего (всеобщего). В философии Гегеля явное предпочтение отдается всеобщему, определяющему себя как особенное и единичное, т.е. порождающее из себя все богатство особенного и единичного. Вместе с тем Гегель в известной мере понимает недостаточность всеобщего и признает всеобщее действительным и действующим (деятельным) только когда оно определяет себя как единичное. Попытав­шись заглянуть вперед, нельзя не заметить, что в недрах логической идеи происходит своего рода "архитектонический процесс" подготовки появления человека, человеческих индивидуумов.

Вместе с тем логика Гегеля заставляет поставить вопрос: откуда всеобщее берет то содержание, которое отличает особенное и единичное от абстрактно-всеобщего? Гегель уверяет: всеобщее определяет самого себя как особенное, а затем как единичное. Но именно это и нуждается в объяснении: откуда приходит то содержание особенного и единичного, которого не было во всеобщем?

Завершая принципиальную характеристику понятия, Гегель высказывает весьма важную для понимания сути его философии мысль: "…вообще поня­тие не должно рассматриваться как нечто возникшее... Понятие, наоборот, есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть благодаря деятельно­сти присущего и открывающегося в них понятия...Понятие, есть та бесконечная форма, или свободная творческая деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне ее материале "(347). Таков смысл и утверждения христианской религии, что "бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь, что мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний" (347).

Итак, понятие никогда не возникало, оно есть изначальная и вечная первооснова и первоисточник всего наличного мира. Понятие в этом фундаментальном смысле исключено из развития, последнее есть только про­явление и выражение, развертывание понятия, готового "от века", поня­тия как формы, порождающей все конкретное содержание мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: