Перевозку цемента можно осуществлять в крытых вагонах и в хопперах – цементовозах. Критерием оценки эффективности использования вагонов разного типа являются годовые приведенные расходы, которые в данной задаче можно рассчитать по формуле:
(3.1)
Где К – капитальные вложения в подвижной состав тыс. руб.;
- коэффициент эффективности капитальных вложений.
.;
– эксплуатационные расходы связанные с перевозкой груза, тыс.руб./год.
Капитальные вложения в подвижной состав рассчитываются по формуле:
(3.2) где
- количество вагонов необходимое для перевозки заданного груза.
- стоимость одного вагона тыс.руб.(данные о стоимости вагонов приведены в табл.3.1.).
Число вагонов рассчитывается по формуле:
![]() |
(3.3)
Где
– среднесуточное количество вагонов, необходимое для перевозки;
– оборот вагона, сут.
В свою очередь среднесуточное количество вагонов и оборот вагона определяется по формулам:
(3.4)
Где,
– годовой объем погрузки, тыс.т.;
– коэффициент неравномерности перевозок (
)
- статическая нагрузка вагона, т/ваг
.
(3.5)
Где L – дальность перевозки груза, км;
- участковая скорость (
);
- расстояние между техническими станциями (
);
- среднее время нахождения вагонов на технической станции 
– среднее время нахождения вагона на станции погрузки и выгрузки, ч 
Таким образом:






Расходы, связанные с ремонтом вагонов, рассчитываются по формуле:
(3.6)
Где m – количество видов ремонтов вагонов;
-стоимость i-го вида ремонта за срок службы (t сл) тыс.руб.;
- число ремонтов i-го вида за срок службы вагона.
Данные для расчета расходов, связанных с ремонтом приведены в табл. 3.1. по формуле (3.6) затраты на ремонт составят:


Расходы, связанные с перевозкой, рассчитывают по формуле:
(3.7)
Где
- расходы, связанные с движением груженых вагонов, тыс.руб.;
– расходы связанные с движением порожних вагонов, тыс.руб.;
– расходы по подготовке вагонов к перевозке и на очистку после перевозки, тыс.руб.;
- стоимость потерь груза, связанных с пересыпанием через щели вагона, тыс.руб.
(3.8)
Где
- тариф за перевозку груженого вагона, руб.
(3.9)
Где
– тариф за перевозку груженого вагона, руб.
Тарифы за перевозку груженых и порожних вагонов определяют по Прейскуранту 10-01. Расходы по подготовке вагонов к перевозке и на очистку после перевозки рассчитывают по формуле:
(3.10)
Где,
– стоимость подготовки одного вагона, 
Этот элемент расходов рассчитывают только для универсальных вагонов. Стоимость потерь груза, связанных с просыпанием, можно рассчитать по формуле:
(3.11)
Где,
- масса груза, потерянного через щели универсального вагона.

- стоимость 1 т груза, руб;
-доля дефектных вагонов. (0,1÷0,25).
По формулам (3.7-3.11) рассчитаем эксплуатационные расходы, связанные с перевозкой груза:
А) для крытых вагонов:





Б) для хопперов-цементовозов:



Подставим в формулу (3.1) значения элементов расходов и рассчитаем приведенные расходы:
А) для крытых вагонов:

Б) для хопперов-цементовозов:

Вывод: Перевозка в хопперах-цементовозах является более эффектной, т.к. приведенные расходы при этом варианте меньше (
).
Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий приведены в Приложении 3.







