Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Фармакотерапия болевого синдрома




В терапии хронического болевого синдрома (ХБС) используется метод ступенчатой терапии. 1 ступень назначается при ХБС умеренной выраженности и включает в себя назначение ненаркотических анальгетиков (парацетамол, анальгин) или НПВС. 2 ступень – при средней выраженности ХБС – наркотические анальгетики умеренной мощности (кодеин, трамадол) сочетают с ненаркотическими анальгетиками или НПВС. При выраженной, невыносимой боли используется 3 ступень терапии ХБС – мощные наркотические анальгетики (морфин и его аналоги) в сочетании с ненаркотическими анальгетиками или НПВС. При любом ХБС действие анальгетиков усиливают «адъювантной» (дополнительной) терапией (ГКС, антидепрессанты, антиконвульсанты, нейролептики, антигистаминные средства, миорелаксанты).

Основная роль в противоболевой терапии отводитсянаркотическим анальгетикам (НА). Механизм действия последних - связывание и активация “опиатных” рецепторов, в норме чувствительных к эндогенным анальгетикам - эндорфинам.

Один из самых старых НА - морфин (прямой агонист) по-прежнему занимает важное место, по многим параметрам не превзойден. При подкожном или внутривенном введении 10-20 мг способен снять сильную боль. Морфин равномерно действует на все виды опиатных рецепторов, отсюда - способность угнетать дыхание, вызывать спазм сфинктеров пищеварительного тракта и мочевыводящих путей (с задержкой мочи), повышенную судорожную готовность; высок наркогенный потенциал. Вместе с тем имеется и важный позитивный эффект: способность эффективно расширять сосуды малого круга, снижать давление в системе легочной артерии - используется для купирования отека легких.

Из старых аналогов морфина в России широко используют промедол (аналог по большинству показателей, но действует примерно в 2 раза слабее и короче - 3-4 часа, не вызывает спазма гладкомышечных органов, кроме матки).

Трамадол (трамал) - преимущественно влияет на М-рецепторы, поэтому классические опиатные побочные эффекты (зависимость, тремор, запоры, угнетение дыхания) выражены значительно слабее. По мощности находится между морфином и промедолом, причем толерантности к препарату не возникает. Удобен как анальгетик при хроническом болевом синдроме, но при операциях активность недостаточна.

Бупренорфин (норфин), напротив, предпочтителен в хирургии. Это очень мощный препарат (более чем в 20 раз активнее морфина).

Буторфанол (морадол, стадол) - тоже мощнее морфина и меньше угнетает дыхание, удобен в хирургической практике. Считают, что он превосходит даже фентанил по антистрессовым свойствам и защите больного от операционной травмы. Наркогенный потенциал минимальный (наркоманов он как наркотик “не устраивает”).




При передозировке опиатов используют антагонисты опиоидных рецепторов - налоксон(0,2 - 0,4 мг внутривенно, действует 1-2 часа) и налтрексон(действует дольше). Популярный у нас налорфин является агонистом-антагонистом и действует слабее.

4. Задание на уяснение темы занятия:

Тесты итогового контроля (выберите один верный ответ)

1. Менее стабильно всасывание диазепама при пути введения:

А. Сублингвальном

Б. Внутримышечном

В. Пероральном

Г. При всех путях - стабильное

Д. При всех путях - нестабильное

2. При введении в малых (1-5 мг взрослому) дозах анксиолитическое действие диазепама чаще сопровождается:

А.Седацией

Б. Активирующим эффектом

В. Вызывает галлюцинации

Г. Дополнительных эффектов нет

Д. Равновероятно все вышеуказанное

3. К “дневным” транквилизаторам относят

А. Медазепам

Б. Оксазепам

В. Лоразепам

Г.Феназепам

Д. Ни один из этих препаратов

4. Главное преимущество вытяжек из растений с седативными свойствами

А. Высокая эффективность

Б. Четкий механизм действия

В. Низкая токсичность

Г. Только А и Б

Д. Все перечисленное

5. К дополнительным позитивным эффектам диазепама не относится

А. Гипотензивный

Б. Противосудорожный

В. Стимуляция матки

Г. Только А и Б

Д. Противотревожный

6. Антагонистом бенздиазепинов является

А. Реладорм

Б. Флумазенил

В. Сонапакс

Г. Флувоксамин

Д. Ни один из препаратов

7. Для хлоразепата (транксен) нехарактерно следующее:

А. Мягкое длительное действие

Б. Возможность применения у детей старше 9 лет



В. Улучшение когнитивных функций

Г. Все упомянутое свойственно препарату

Д. Всё упомянутое нехарактерно

8. Нижеуказанные препараты - депрессогены, кроме:

А. Индометацина

Б. Нейролептиков-фенотиазинов

В. Клофелина

Г. Допегита

Д. Все - депрессогены

9. Антидепрессивный эффект не свойственен:

А. Жень-шеню

Б. Аралии

В. Лимоннику

Г. Синюхе

Д. Все эти растения - антидепрессанты

10. Антидепрессивный эффект лекарств может усилить:

А. Полноценное питание

Б. Яркое освещение

В. Длительный сон

Г. Мягкая полутьма

Д. Ничего из перечисленного

11. К ноотропам с седативным эффектом относятся:

А. Ацефен

Б. Этимизол

В. Пантогам

Г. Пикамилон

Д. Только В и Г

12. Препараты, проявляющие в мозге венопрессорное действие это:

А. Никотиновая кислота

Б. Пентоксифиллин (трентал)

В. Никошпан

Г. Ни один из них

Д. Все одинаково

13. К осмодиуретикам не относится:

А. Маннитол

Б. Фуросемид

В. Глицерин

Г. Сорбитол

Д. Все они - осмодиуретики

14. Современная тактика лечения эпилепсии:

А. Подбор эффективной монотерапии

Б. Раннее комбинирование препаратов

В. Наращивание дозы одного препарата до максимально переносимой

Г. Только А и В

Д. Ни одно утверждение не годится

15. Типичные побочные эффекты препарата леводопа - все, кроме:

А. Гипертензия

Б. Диспептические расстройства

В. Боли в области сердца

Г. Только А и В

Д. Любое из перечисленного

Тема № 9: Клиническая фармакология антибактериальных, противогрибковых и противовирусных средств.

1. Значение изучения темы:В клинической практике часто встречаются ошибки в назначении антибактериальных средств. Нерациональное применение препаратов ухудшает результаты лечения и приводит к росту резистентности микроорганизмов к антибиотикам. Полученные знания об особенностях спектра и механизмов действия, побочных эффектах отдельных групп антибактериальных препаратов будут использованы при обучении на кафедре организации и экономики фармации, на производственной практике и в практической деятельности для обеспечения (совместно с врачами) рациональной фармакотерапии инфекционно-воспалительных заболеваний.

2. Цель занятия:

Цель изучения темы:На основании этиопатогенеза и клинических симптомов микробно-воспалительных (инфекции дыхательных путей, пиелонефрит, инфекции желудочно-кишечного тракта), клинико-фармакологических свойств антибактериальных и противовирусных средств сформировать умение выбора рациональной фармакотерапии данных нозологий и ее анализа у конкретного больного.

Для этого необходимо:

- знать:

1. Основные симптомы, этиопатогенез острого бронхита, пневмонии (внебольничной и госпитальной), их осложнений (абсцесс, гангрена легкого, эмпиема плевры), пиелонефрита, инфекций желудочно-кишечного тракта (энтероколит, холецисто-холангит).

2. - Антимикробный спектр, механизм действия и резистентности антибактериальных средств: пенициллинов, макролидов, линкосамидов, гликопетидов, рифампицина, производных фузидиевой кислоты, оксазолидинонов; аминогликозидов, фторхинолонов, монобактамов, производных имидазола, цефалоспоринов, карбапенемов, хлорамфеникола, тетрациклинов, нитрофуранов и сульфаниламидов;

- Основные противогрибковые средства, классификацию, сравнительную характеристику препаратов.

- Основные противовирусные средства, классификацию, сравнительную характеристику препаратов, механизм действия.

3. Результаты ККИ по изучению эффективности указанных групп препаратов.

- уметь:

1. обосновать назначение, выбор и длительность применения лекарственных средств;

2. своевременно оценить эффективность и безопасность препаратов;

3. обосновать рациональные комбинаций лекарственных средств;

4. выписать и предложить замену следующих препаратов:

Азитромицин Ванкомицин Меропенем Цефепим
Амикацин Гентамицин Метронидазол Цефоперазон/сульбактам
Амоксициллин Доксициклин Озельтамивир Цефотаксим
Амоксициллин/клав.к-та Имипенем-циластатин Оксациллин Цефтазидим
Ампициллин Кларитромицин Рифампицин Цефуроксим
Ампициллин/сульбактам Ко-тримоксазол Флуконазол Ципрофлоксацин
Амфотерецин Левофлоксацин Хлорамфеникол Эритромицин
Ацикловир Линезолид Цефазолин Эртапенем
Бензилпенициллин Линкомицин    

- иметь представление:

1. о контролируемых клинических испытаниях по изучению эффективности указанных групп препаратов;

2. о новых лекарственных препаратах;

3. о роли и месте лекарственных препаратов в стандартах лечения и лекарственных формулярах ЛПУ;

- иметь навыки:

1. анализа листа назначения конкретного больного;

2. работы с информационным материалом (аннотациями, справочной литературой по фармакотерапии)





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 700; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10279 - | 7252 - или читать все...

Читайте также:

 

3.229.122.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.