Рынок - это место купли и продажи товаров.
Рынок - сфера обращения (обмена) товаров, включающая в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.
1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
2) объекты (различных видов рынка товаров);
3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;
4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;
5) механизм ценообразования.
Институты рынка:
а) частная собственность;
|
|
б) свобода предпринимательства и выбора;
в) личный интерес как главный мотив поведения;
г) конкуренция;
д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
е) ограниченная роль государства.
Виды рынков в зависимости от анализируемого признака.
По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.
1) Рынок потребительских товаров и услуг:
- рынок продовольственных товаров;
- рынок непродовольственных товаров;
- рынок услуг.
2) Рынок факторов производства:
- рынок рабочей силы;
- рынок средств производства;
- рынок сырья.
3) Финансовый рынок:
- фондовый рынок (ценных бумаг);
- денежный рынок (депозитов, валюты);
4) Рынок недвижимости:
- рынок земли;
- рынок недвижимости;
5) Информационный рынок:
- рынок духовно-интеллектуального продукта.
По пространственному признаку различают:
1) локальный или местный рынок;
2) региональный рынок;
3) межрегиональный рынок;
4) национальный рынок;
5) международный рынок;
6) мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Функции рынка:
Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами
Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей;
В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.
|
|
В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя
В-пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.
В-шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.
Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы.
Преимущества рынка:
1) свобода действий производителей и потребителей;
2) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
3) способность оперативно удовлетворять возникающие потребности и стимулировать улучшение качества продукции;
4) эффективно распределять ограниченные ресурсы и использовать достижения научно-технического прогресса.
Недостатки рынка.
Во-первых, на рынке не учитываются экологические потребности людей.
Во-вторых, существуют социальные, общественные потребности населения страны в целом.
В-третьих, любая рыночная экономика не может функционировать без денег.
В четвертых, рынок порождает социальное неравенство.
Минимальные функции государства в условиях рынка заключаются в следующем:
- регулирование экологического баланса в обществе;
- снабжение населения общественными товарами и услугами (охраны границ и внутреннего общественного порядка и т.д.);
- распределение доходов между различными группами населения.
- обеспечение экономики нужным количеством денег, и контроль за изменением массы денег в обращении.