Тема 2. Санационный аудит

1. Сущность, цель и этапы проведения санационного аудита.

2. Методы и программа санационного аудита.

3. Порядок проведения санационного аудита.

4. Составление акта санационного аудита.

1. Сущность, цель и этапы проведения санационного аудита.
Главная его цель Санационный аудит состоит из следующих этапов: Вы знаете, чтоаудит − это независимая экспертиза публичной бухгалтерской и финансовой отчетности, прочей информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, цель которой – проверить достоверность их отчетности, определить полноту и соответствие действующему законодательству осуществленного учета и сформулировать выводы о реальном финансовом состоянии предприятия. Санационный аудит является отдельным направлением деятельности аудиторских фирм. Он имеет свои особенные методы, объекты и цели проведения. Характерным для санационного аудита является то, что он проводится на предприятиях, находящихся в финансовом кризисе. – оценить санационную состоятельность предприятия на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности и имеющейся санационной концепции. Санационный аудит проводят внешние аудиторы в тесной связи с внутренними службами предприятия, особенно отделом контролинга. Лица, проводимые санационный аудит, должны быть не только высококвалифицированными экономистами, но и разбираться в отраслевых особенностях деятельности предприятия. Аудитор должно быть полностью независимым и от предприятия, которое проверяет, и от заказчика. 1. Идентификация данных – это сбор информации, на основании которой можно судить о настоящем состоянии предприятия; 2. Экспертиза – всесторонний аналитический процесс, направленный на получение объективных выводов о текущем и перспективном состоянии предприятия; 3. Выводы о санационной состоятельности предприятия; 4. Разработка рекомендаций по совершенствованию санационной концепции. Разработка санационной концепции не является непосредственным заданием санационного аудита. Готовят –санационную концепцию или внутренние аналитические службы предприятия или внешние: консалтинговые фирмы, профессиональные управляющие санацией и т.д., хотя аудиторы берут активное участие в разработке плана санации. Кроме того, санационный аудит не следует отождествлять с причинно-следственным анализом финансового состояния предприятия, который осуществляется во время разработки плана санации. Не смотря на то, что в обоих случаях используются одни и те же методы анализа, а также на схожесть целей, между причинно-следственным анализом и санационным аудитом существует принципиальная разница: в первом случае речь идет о составляющей процесса разработки плана санации, а во втором – о проверке достоверности и реальности приведенных в плане санации данных.
2. Методы и программа санационного аудита
  Основными из них являются: В программу целесообразно включать следующие вопросы: Санационный аудит является важнейшей составляющей процедуры санации и играет главную роль в мобилизации предприятием финансовых ресурсов. Во время проведения санационного аудита используют различные методы и инструменты. · опрос (анкетирование) сотрудников; · факторный анализ отклонений; · анализ сильных и слабых сторон; · разработка сценариев; · портфельный анализ; · метод цепных подстановок; · ноль-базис бюджетирование; · стоимостной анализ; · трендовый анализ. Как видите, методы санационного аудита схожи с методами контролинга. Перед проведением аудита, аудитор должен подготовить в письменном виде программу санационного аудита, которая определяет процедуры, необходимые для достижения поставленных целей. В программу следует включить задачи аудита по каждому направлению, что бы она помогала контролировать выполняемую работу. При подготовке программы аудитор может предусмотреть привлечение других аудиторов, консультантов и экспертов для выполнения определенных заданий. 1. Изучение имеющейся санационной концепции (плана санации) и сбор необходимой информации. 2. Оценка отраженных в плане санации исходных данных о предприятии: · анализ производственно-хозяйственной деятельности; · аудит финансового состояния предприятия; · исследование ситуации предприятия на рынке факторов производства и сбыта готовой продукции. 3. Проверка правильности определения причин кризиса, а также сильных и слабых сторон предприятия. 4. Экспертная оценка запланированных санационных мероприятий. 5. Правовая оценка деятельности предприятия и предложенной санационной концепции. 6. Оценка эффективности санации. 7. Оценка рисков. 8. Оформление выводов о результатах аудита. Программа аудита должна пересматриваться, если в процессе ее выполнения выявляются дополнительные существенные обстоятельства и факторы.
3. Порядок проведения санационного аудита
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап 6 этап Проведение санационного аудита условно можно разбить на 6 этапов. Изучение имеющейся санационной концепции и сбор необходимой информации. Для выполнения своих задач и оценки санационной состоятельности субъекта хозяйствования аудитор должен иметь доступ ко всей коммерческой информации о нем. До начала санационного аудита, аудитор должен взять у руководителя предприятия пояснительную записку к плану санации. Записка должна подтверждать полноту и достоверность плана, а также фактического материала, на котором он строится, и одновременно определяет полномочия аудитора. Представленные аудитору данные для исследования предприятия, должны характеризовать его оперативное и стратегическое состояние. Наряду с отчетными бухгалтерскими данными и прочей внутренней информацией для оценки санационной состоятельности следует также использовать внешние источники: статистические данные, которые касаются деятельности отрасли и экономики в целом, материалы средств массовой информации, выводы независимых экспертов, нормативные документы. Анализ производственно-хозяйственной деятельности. Целью анализа является выявление соответствия фактического состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия данным, отраженным в плане санации, а также выявление сильных и слабых сторон производственной сферы предприятия. Анализируя производственно хозяйственную деятельность, аудитор выполняет такую работу: 1. Изучает общую производственную структуру предприятия: · исследуется основные технико-экономические показатели структурных подразделений; · определяется количество и месторасположение отдельных структурных подразделений; · проводится экспертиза целесообразности создания отдельных подразделений в ходе будущей реструктуризации; · определяются основные виды продукции, объемы ее выпуска и реализации за предыдущие и отчетный периоды, а также прогнозные данные. 2. Оценка уровня существующей технологии производства. Изучается наличие современных передовых технологий, использование «ноу-хау» и собственных инновационных разработок, использование автоматизированных систем управления. В процессе аудита обращается внимание на цикличность технологических процессов, их непрерывность, повторное использование продуктов переработки (отходов), наличие научно-обоснованных норм изготовления продукции, серийность производства. 3. Анализ затрат на производство. Изучается эффективность планирования себестоимости и производится факторный анализ отклонений факта от плана. Большое значение уделяется вопросу правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и на валовые затраты для целей налогообложения. 4. Анализ основных фондов и амортизационных отчислений. 5. Анализ показателей труда. Аудит финансовой сферы предприятия. Аудит финансовой сферы предусматривает: · оценку динамики и структуры баланса; · аудит собственного капитала; · аудит заемного капитала и кредиторской задолженности; · оценку ликвидности активов предприятия и его платежеспособности; · аудит реальных и финансовых инвестиций; · анализ дебиторской задолженности; · анализ кэш-фло; · оценку деловой активности предприятия. Изучение положения предприятия на рынке факторов производства и сбыта готовой продукции. Во время санационного аудита целесообразно проверить географию поставок в целом и по отдельным поставщикам, поскольку и зависимость предприятия от монопольных поставщиков и закупка сырья и материалов по завышенным ценам могут привести к перебоям в работе предприятия. В процессе санационного аудита изучаются основные параметры маркетинговой политики, отраженные в санационной концепции. Особое внимание уделяют таким из них: · изучение спроса на продукцию и его прогнозирование; · изучение конкурентоспособности товаров и создание конкурентоспособных преимуществ; · обеспечение соответствия уровня качества товаров требованиям рынка; · разработка концепции жизненного цикла товаров; · управление товарным ассортиментом; · расчет прогнозных объемов производства и определение номенклатуры продукции; · расширение инновационной деятельности, направленной на разработку новых товаров с учетом рыночных требований и стратегии предприятия. Анализируют также факты и причины продажи товаров по сниженным ценам, бартерные операции и т.д. Анализ причин кризиса, слабых и сильных сторон предприятия. На этом этапе аудита определяется полнота учета в санационной концепции всех причин и факторов, которые привели к кризису. Проверяют, правильно ли были использованы методы идентификации причин кризиса. Определяются вид и стадия финансового кризиса, факторы позитивно и негативно повлиявшие на конечные показатели деятельности, систематизируются сильные и слабые стороны в деятельности предприятия. Экспертная оценка запланированных санационных мероприятий. В ходе аудита проверяется полнота и правильность расчетов целевых показателей. Важно выяснить, правильно ли рассчитана потребность в капитале, необходимом для санации, достаточны ли запланированные мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов. Следует уточнить, учитывается ли возможная убыточность предприятия на начальных этапах санации и определить источники покрытия убытков. Если в санационной концепции предусмотрено инвестирование, продажа отдельных объектов основных средств и использование государственной финансовой поддержки, то следует проверить, согласованы ли сроки их проведения с другими санационными мероприятиями. Проверяется также, учтены ли все налоговые аспекты санации. Необходимо проверить, соответствуют ли имеющиеся у предприятия финансовые и материально-технические возможности запланированным показателям увеличения объемов реализации продукции. Кроме того дается правовая оценка деятельности предприятия и предложенной санационной концепции. Оценивается эффективность будущей санации.
4. Составление акта санационного аудита
  Аудит завершается общей оценкой санационной состоятельности предприятия с дальнейшим принятием решения о целесообразности санации или ликвидации субъекта хозяйствования и составлением акта аудиторской проверки. На основании полученных в результате санационного аудита данных разрабатываются общие выводы и предложения о целесообразности ликвидации или санации. Если производственный потенциал разрушен, структура баланса неудовлетворительная, рынки сбыта продукции потеряны, отсутствует стратегия развития предприятия, то делается вывод о санационной несостоятельности предприятия и целесообразности его ликвидации. Если санационный аудит показал, что предприятие имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, имеет достаточно подготовленный менеджмент, рынки сбыта продукции, а также реальные возможности для привлечения финансовых ресурсов внешнего санатора, то делается вывод о возможности проведения его санации. В акте о результатах санационного аудита следует четко отразить текущее состояние предприятия и определить его санационные шансы, учитывая прогнозы развития самого предприятия и внешней среды. Акт должен быть не только достоверным и информационно наполненным, но и содержать убедительные обоснования тех или иных утверждений, а также существенные выводы, на которых базируется оценка санационной концепции. Акт аудиторской проверки должен состоять из таких разделов: 1. Основная информация об аудиторе и аудиторской фирме. Предоставляется следующая информация: название аудиторской фирмы, номер и дата лицензии, адрес, телефон, фамилия и инициалы аудитора, номер и дата выдачи сертификата аудитора. 2. Основания для совершения аудита, цель, методы, объемы. Указываются заказчики аудита, соответствующие законодательные основания, объект аудита, цель и задачи аудита, основные документы и методы, использованные во время проведения аудита. Кроме того предоставляется информации об участии аудитора в разработке плана санации. 3. Оценка достоверности информации и представленных доказательств. Акт должен давать четкое представление о мнении аудитора об отраженном в отчетности финансовом состоянии предприятия, а также о приведенных в плане санации данных с точки зрения их полноты, достоверности, реальности, объективности. Аудитор должен констатировать выполнение неотъемлемых предпосылок совершения аудита: · финансовая информация была подготовлена согласно с нормативной базой, используемой предприятием в практической деятельности; · предоставленная информация по объему достаточна для оценки плана санации; · все материальные вопросы, которые касаются правильного понимания финансовой информации, отражены адекватно. 4. Выводы о санационной состоятельности или несостоятельности. Конечный вывод возможен в трех вариантах: · однозначно утверждается, что концепция санации отражает реальное состояние дел и предприятие является санационно состоятельным; · указывается, что план санации можно реализовать, выполнив определенные рекомендации, сделанные во время проведения санационного аудита; · план санации признается нереальным, а сама санация – невозможной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: