1. Сущность, цель и этапы проведения санационного аудита.
2. Методы и программа санационного аудита.
3. Порядок проведения санационного аудита.
4. Составление акта санационного аудита.
1. Сущность, цель и этапы проведения санационного аудита.
|
Главная его цель
Санационный аудит состоит из следующих этапов:
| Вы знаете, чтоаудит − это независимая экспертиза публичной бухгалтерской и финансовой отчетности, прочей информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, цель которой – проверить достоверность их отчетности, определить полноту и соответствие действующему законодательству осуществленного учета и сформулировать выводы о реальном финансовом состоянии предприятия.
Санационный аудит является отдельным направлением деятельности аудиторских фирм. Он имеет свои особенные методы, объекты и цели проведения.
Характерным для санационного аудита является то, что он проводится на предприятиях, находящихся в финансовом кризисе.
– оценить санационную состоятельность предприятия на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности и имеющейся санационной концепции.
Санационный аудит проводят внешние аудиторы в тесной связи с внутренними службами предприятия, особенно отделом контролинга. Лица, проводимые санационный аудит, должны быть не только высококвалифицированными экономистами, но и разбираться в отраслевых особенностях деятельности предприятия. Аудитор должно быть полностью независимым и от предприятия, которое проверяет, и от заказчика.
1. Идентификация данных – это сбор информации, на основании которой можно судить о настоящем состоянии предприятия;
2. Экспертиза – всесторонний аналитический процесс, направленный на получение объективных выводов о текущем и перспективном состоянии предприятия;
3. Выводы о санационной состоятельности предприятия;
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию санационной концепции.
Разработка санационной концепции не является непосредственным заданием санационного аудита. Готовят –санационную концепцию или внутренние аналитические службы предприятия или внешние: консалтинговые фирмы, профессиональные управляющие санацией и т.д., хотя аудиторы берут активное участие в разработке плана санации.
Кроме того, санационный аудит не следует отождествлять с причинно-следственным анализом финансового состояния предприятия, который осуществляется во время разработки плана санации. Не смотря на то, что в обоих случаях используются одни и те же методы анализа, а также на схожесть целей, между причинно-следственным анализом и санационным аудитом существует принципиальная разница: в первом случае речь идет о составляющей процесса разработки плана санации, а во втором – о проверке достоверности и реальности приведенных в плане санации данных.
|
2. Методы и программа санационного аудита
|
Основными из них являются:
В программу целесообразно включать следующие вопросы:
| Санационный аудит является важнейшей составляющей процедуры санации и играет главную роль в мобилизации предприятием финансовых ресурсов. Во время проведения санационного аудита используют различные методы и инструменты.
· опрос (анкетирование) сотрудников;
· факторный анализ отклонений;
· анализ сильных и слабых сторон;
· разработка сценариев;
· портфельный анализ;
· метод цепных подстановок;
· ноль-базис бюджетирование;
· стоимостной анализ;
· трендовый анализ.
Как видите, методы санационного аудита схожи с методами контролинга.
Перед проведением аудита, аудитор должен подготовить в письменном виде программу санационного аудита, которая определяет процедуры, необходимые для достижения поставленных целей. В программу следует включить задачи аудита по каждому направлению, что бы она помогала контролировать выполняемую работу.
При подготовке программы аудитор может предусмотреть привлечение других аудиторов, консультантов и экспертов для выполнения определенных заданий.
1. Изучение имеющейся санационной концепции (плана санации) и сбор необходимой информации.
2. Оценка отраженных в плане санации исходных данных о предприятии:
· анализ производственно-хозяйственной деятельности;
· аудит финансового состояния предприятия;
· исследование ситуации предприятия на рынке факторов производства и сбыта готовой продукции.
3. Проверка правильности определения причин кризиса, а также сильных и слабых сторон предприятия.
4. Экспертная оценка запланированных санационных мероприятий.
5. Правовая оценка деятельности предприятия и предложенной санационной концепции.
6. Оценка эффективности санации.
7. Оценка рисков.
8. Оформление выводов о результатах аудита.
Программа аудита должна пересматриваться, если в процессе ее выполнения выявляются дополнительные существенные обстоятельства и факторы.
|
3. Порядок проведения санационного аудита
|
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап
| Проведение санационного аудита условно можно разбить на 6 этапов.
Изучение имеющейся санационной концепции и сбор необходимой информации.
Для выполнения своих задач и оценки санационной состоятельности субъекта хозяйствования аудитор должен иметь доступ ко всей коммерческой информации о нем.
До начала санационного аудита, аудитор должен взять у руководителя предприятия пояснительную записку к плану санации. Записка должна подтверждать полноту и достоверность плана, а также фактического материала, на котором он строится, и одновременно определяет полномочия аудитора.
Представленные аудитору данные для исследования предприятия, должны характеризовать его оперативное и стратегическое состояние. Наряду с отчетными бухгалтерскими данными и прочей внутренней информацией для оценки санационной состоятельности следует также использовать внешние источники: статистические данные, которые касаются деятельности отрасли и экономики в целом, материалы средств массовой информации, выводы независимых экспертов, нормативные документы.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности.
Целью анализа является выявление соответствия фактического состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия данным, отраженным в плане санации, а также выявление сильных и слабых сторон производственной сферы предприятия.
Анализируя производственно хозяйственную деятельность, аудитор выполняет такую работу:
1. Изучает общую производственную структуру предприятия:
· исследуется основные технико-экономические показатели структурных подразделений;
· определяется количество и месторасположение отдельных структурных подразделений;
· проводится экспертиза целесообразности создания отдельных подразделений в ходе будущей реструктуризации;
· определяются основные виды продукции, объемы ее выпуска и реализации за предыдущие и отчетный периоды, а также прогнозные данные.
2. Оценка уровня существующей технологии производства.
Изучается наличие современных передовых технологий, использование «ноу-хау» и собственных инновационных разработок, использование автоматизированных систем управления.
В процессе аудита обращается внимание на цикличность технологических процессов, их непрерывность, повторное использование продуктов переработки (отходов), наличие научно-обоснованных норм изготовления продукции, серийность производства.
3. Анализ затрат на производство.
Изучается эффективность планирования себестоимости и производится факторный анализ отклонений факта от плана.
Большое значение уделяется вопросу правильности отнесения затрат на себестоимость продукции и на валовые затраты для целей налогообложения.
4. Анализ основных фондов и амортизационных отчислений.
5. Анализ показателей труда.
Аудит финансовой сферы предприятия.
Аудит финансовой сферы предусматривает:
· оценку динамики и структуры баланса;
· аудит собственного капитала;
· аудит заемного капитала и кредиторской задолженности;
· оценку ликвидности активов предприятия и его платежеспособности;
· аудит реальных и финансовых инвестиций;
· анализ дебиторской задолженности;
· анализ кэш-фло;
· оценку деловой активности предприятия.
Изучение положения предприятия на рынке факторов производства и сбыта готовой продукции.
Во время санационного аудита целесообразно проверить географию поставок в целом и по отдельным поставщикам, поскольку и зависимость предприятия от монопольных поставщиков и закупка сырья и материалов по завышенным ценам могут привести к перебоям в работе предприятия.
В процессе санационного аудита изучаются основные параметры маркетинговой политики, отраженные в санационной концепции. Особое внимание уделяют таким из них:
· изучение спроса на продукцию и его прогнозирование;
· изучение конкурентоспособности товаров и создание конкурентоспособных преимуществ;
· обеспечение соответствия уровня качества товаров требованиям рынка;
· разработка концепции жизненного цикла товаров;
· управление товарным ассортиментом;
· расчет прогнозных объемов производства и определение номенклатуры продукции;
· расширение инновационной деятельности, направленной на разработку новых товаров с учетом рыночных требований и стратегии предприятия.
Анализируют также факты и причины продажи товаров по сниженным ценам, бартерные операции и т.д.
Анализ причин кризиса, слабых и сильных сторон предприятия.
На этом этапе аудита определяется полнота учета в санационной концепции всех причин и факторов, которые привели к кризису. Проверяют, правильно ли были использованы методы идентификации причин кризиса. Определяются вид и стадия финансового кризиса, факторы позитивно и негативно повлиявшие на конечные показатели деятельности, систематизируются сильные и слабые стороны в деятельности предприятия.
Экспертная оценка запланированных санационных мероприятий.
В ходе аудита проверяется полнота и правильность расчетов целевых показателей. Важно выяснить, правильно ли рассчитана потребность в капитале, необходимом для санации, достаточны ли запланированные мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов.
Следует уточнить, учитывается ли возможная убыточность предприятия на начальных этапах санации и определить источники покрытия убытков.
Если в санационной концепции предусмотрено инвестирование, продажа отдельных объектов основных средств и использование государственной финансовой поддержки, то следует проверить, согласованы ли сроки их проведения с другими санационными мероприятиями.
Проверяется также, учтены ли все налоговые аспекты санации.
Необходимо проверить, соответствуют ли имеющиеся у предприятия финансовые и материально-технические возможности запланированным показателям увеличения объемов реализации продукции.
Кроме того дается правовая оценка деятельности предприятия и предложенной санационной концепции. Оценивается эффективность будущей санации.
|
4. Составление акта санационного аудита
|
| Аудит завершается общей оценкой санационной состоятельности предприятия с дальнейшим принятием решения о целесообразности санации или ликвидации субъекта хозяйствования и составлением акта аудиторской проверки.
На основании полученных в результате санационного аудита данных разрабатываются общие выводы и предложения о целесообразности ликвидации или санации. Если производственный потенциал разрушен, структура баланса неудовлетворительная, рынки сбыта продукции потеряны, отсутствует стратегия развития предприятия, то делается вывод о санационной несостоятельности предприятия и целесообразности его ликвидации.
Если санационный аудит показал, что предприятие имеет реальную возможность восстановить платежеспособность, имеет достаточно подготовленный менеджмент, рынки сбыта продукции, а также реальные возможности для привлечения финансовых ресурсов внешнего санатора, то делается вывод о возможности проведения его санации.
В акте о результатах санационного аудита следует четко отразить текущее состояние предприятия и определить его санационные шансы, учитывая прогнозы развития самого предприятия и внешней среды. Акт должен быть не только достоверным и информационно наполненным, но и содержать убедительные обоснования тех или иных утверждений, а также существенные выводы, на которых базируется оценка санационной концепции.
Акт аудиторской проверки должен состоять из таких разделов:
1. Основная информация об аудиторе и аудиторской фирме.
Предоставляется следующая информация: название аудиторской фирмы, номер и дата лицензии, адрес, телефон, фамилия и инициалы аудитора, номер и дата выдачи сертификата аудитора.
2. Основания для совершения аудита, цель, методы, объемы.
Указываются заказчики аудита, соответствующие законодательные основания, объект аудита, цель и задачи аудита, основные документы и методы, использованные во время проведения аудита.
Кроме того предоставляется информации об участии аудитора в разработке плана санации.
3. Оценка достоверности информации и представленных доказательств.
Акт должен давать четкое представление о мнении аудитора об отраженном в отчетности финансовом состоянии предприятия, а также о приведенных в плане санации данных с точки зрения их полноты, достоверности, реальности, объективности.
Аудитор должен констатировать выполнение неотъемлемых предпосылок совершения аудита:
· финансовая информация была подготовлена согласно с нормативной базой, используемой предприятием в практической деятельности;
· предоставленная информация по объему достаточна для оценки плана санации;
· все материальные вопросы, которые касаются правильного понимания финансовой информации, отражены адекватно.
4. Выводы о санационной состоятельности или несостоятельности.
Конечный вывод возможен в трех вариантах:
· однозначно утверждается, что концепция санации отражает реальное состояние дел и предприятие является санационно состоятельным;
· указывается, что план санации можно реализовать, выполнив определенные рекомендации, сделанные во время проведения санационного аудита;
· план санации признается нереальным, а сама санация – невозможной.
|