Кодификация законодательства

Сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам называется учетом нормативно-правовых актов.

В РФ учету подлежат: федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, акты соответствующих органов местного самоуправления, нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ, постановления Конституционного Суда РФ.

Видами учета законодательства являются:

1) журнальный учет – фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах по хронологическому, алфавитно-предметному и системно-предметному принципам;

2) карточный учет – создание равного рода карточек, располагаемых по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам. При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения;

3) автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс»;

4) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Инкорпорация (от лат. – incorbore) – эта такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в разного рода сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Инкорпорация может быть:

а) официальной – осуществляемой от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа, который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод);

б) полуофициальной (официозной) – издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помешенных в нем актов не приобретают официальный характер;

в) неофициальный – создание сборников и т.д.

Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

Сохранение неизменным содержание нормативного регулирования отличает инкорпорацию от кодификации и консолидации.

Консолидация – объединение в один укрепленный акт нескольких нормативных актов по одному и тому же вопросу. Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

Кодификация – эта форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений и создание на их базе нового свободного нормативного акта стабильного содержания. Кодификация – эта форма правотворчества. К видам кодификации относятся:

а) всеобщая кодификация, создание «кодекса кодексов»;

б) отраслевая кодификация (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и т.д.);

в ) специальная (комплексная) кодификация, создание единого акта по тому или иному правовому институту (например, Налоговый кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс и т.д.).

Кодифицированные акты называются по-разному: Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила и др.

Большое значение для систематизации имеет юридическая техника, обеспечивающая максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию. Юридическая, законодательная техника – эта система правил и приемов наиболее рационального и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. К числу юридических приемов, конструирования нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений и др.) следует отнести:

а) юридическую терминологию и юридические конструкции;

б) способы конструирования нормативно-правовых актов.

Юридические термины – это словесные наименования государственно-правовых явлений, с помощью которых выражается содержание нормативно-правовых актов. При этом они могут быть общезначимые (например, труд, дети, родители и т.д.), специально-юридические (например, обратная сила закона, необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.) и специально-технические (отражающие специальные знания экономики, медицины, техники и т.д.).

Использование юридических терминов должно обеспечивать однозначность, общепризнанность, лаконичность, четкость юридического стиля языка нормативно-правового акта.

Юридическая конструкция – это такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством текста и содержания нормативно-правового акта. Одним из способов нормативного построения акта является абстрактный (обобщающий), в результате чего акт приобретают отвлеченный характер, распространяется на все аналогичные случаи. Выделяют также казуистический способ, при котором реализация конкретного правила поведения связывается с наличием определенных условий. По характеру изложения элементов юридической нормы различают прямой (когда все содержание нормы права со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта), отсылочный (когда дается отсылка к другим нормам того же акта) и бланкетный (когда отдельные элементы нормы права формулируются в каких-то специальных правилах) способы.

Культура правотворчества непременно предполагает логически последовательное изложение текста закона, строго выраженный профессиональный стиль и язык закона и вместе с тем его простату, понятность, доступность широким слоям населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: