Проведение исследований методом опроса

Опрос – специфика состоит в том, что при его использовании источником первичной информации является человек – непосредственный участник социальных процессов и явлений. Каждый вариант опроса представляет одну из разновидностей социально-психологического общения и обусловлен следующими обстоятельствами: содержанием анкеты или интервью, качеством работы анкетера, ситуацией опроса, его условиями, психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса. Особенности: информация, полученная с его помощью от респондентов, отражает изучаемую реальность в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому она не всегда тождественна объективной реальности и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях. Основные методы сбора данных: личные интервью, телефонные интервью, почтовые опросы и интерактивный опрос с помощью компьютера.

Личные интервью – опрос лицом к лицу. Условия: перехват, когда останавливают на месте, или предварительная вербовка – отбор, договариваются о встрече, времени, в случае если интервью предполагается проводить у респондента дома, на рабочем месте, или когда аудитория составляет небольшую группу людей. Недостатки: высока стоимость, длительность, не возможность получить действительно случайную выборку.

Телефонные интервью – опрос по телефону. Условия: небольшая продолжительность вопросника, простые вопросы, не длинные списки ответов, трудно получить данные конфиденциального характера, высокий уровень отказов, поскольку люди не любят, что их беспокоят дома, сложно использовать визуальный стимул (телерекламу). Требуется тщательное составление выборки: 1) метод случайного набора телефонного номера; 2) пошаговая выборка.

Почтовый опрос – опрос без личного взаимодействия интервьюера и респондента, это отсылка пакета документов, иногда вместе с небольшим стимулом (сопроводительное письмо, анкета, инструкции, конверт с маркой, адресом исследовательской кампании).

Условия: широкий охват, в т.ч. и труднодоступные районы, заполняется только респондентом, выбор времени для заполнения, можно осуществить предварительный отбор респондентов, обладающих редкими характеристиками. Недостатки - неполный возврат анкет, но обычно влияние систематических факторов, возврат и не соответствует совокупности возможных респондентов, нет возможности прояснить вопросы, вызывающие затруднение, нет внешнего контроля за заполнением анкеты. Стимулирование возврата анкет, завоевание интереса, начинают с легких вопросов, заканчивают сложными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: