В.Вундт: сознание индивида. Теория ассоциаций

Вундт создал учение о сознании, которое рассматривал через типичный для ассоцианизма принцип понимания простейших элементов, имеющих сенсорное происхождение, как основы возникновения сложных элементов сознания. По Вундту, сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Так как главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, то отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Таким образом, понимание сознания Вундта носит элементаристский характер.

Вундт, пытаясь преодолеть ограниченность ассоцианизма, вносил новое представление о перцептивных процессах и об ассо­циациях:

1) ассоциации он делил на два вида: одновременные, существую­щие в форме слияния, ассимиляции-диссимиляции и компликации, и последовательные, характеризующиеся как узнавания и воспоминания и тем самым формирующие память и восприятие;

2) любая ассоциативная связь рассматривается как пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но продукт является новым, не сводимым к сумме элементарных частиц явлением;

3) в противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающейся во внимании.

Историческая роль Вильгельма Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки

Вильгельм Вундт (1832—1920) написал 420 книг и статей: вышедшая в 1874 г. его основная работа «Основания физиологической психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.

2. В 1879 г. в Лейпцигском университете В. Вундт основал первую научную психологическую лабораторию, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоя­тельной науки.

3. Вундт создал первую в мире собственную психологиче­скую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию соб­ственных школ, обогативших впоследствии психологию и рас­ширивших области ее применения.

4. Благодаря Вундту и при активном его участии создается пер­вый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый собственно психологи­ческий журнал «Психологические исследования». Таким образом, психология получает свои собственные научные средства пропа­ганды и реализации разработанных идей, концепций и учений.

5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, при­меняя его как основной метод исследования, и в связи с этим его принято считать основателем экспериментальной психологии.

6. Вундт с помощью понятия эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности по­лученного психологического факта — объективность, повторяе­мость и проверяемость эксперимента любым другим исследова­телем, и именно на основе этих критериев строится любое пси­хологическое исследование.

7. Концепция Вундта, ее интроспективная направленность и ориентация на элементаризм породила множество дискуссий в научных кругах и стимулировала проведение различных опы­тов и исследований, опровергающих некоторые положения уче­ния Вундта. Более того, эти споры и дискуссии послужили раз­витию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

8. И хотя его теория сознания и методов его изучения впослед­ствии была опровергнута рядом других исследователей, все же его научно-организаторская деятельность сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: