Естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки

1. Постепенное отделение психологии от философии явилось одной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необходимость разделения предметов и методов, в частности ориентации на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи больше теоретической наукой, нежели практической, не могла дать психологии необходимые инструменты.

2. Внедрение в психологию новых методов исследования. Исходя из исторической необходимости обрести свой, отличный отфилософского метод познания, в середине XIX в. в психологию вводится заимствованный из естествознания метод эксперимента, а также математические методы подсчетов результатов опытов. Именно благодаря эксперименту и математике психология получила возможность по-новому взглянуть на уже известные, но только с теоретической точки зрения, явления и феномены, осмыслить и изменить их общепринятое понимание.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия. В этот период развитие психологических знаний стимулировалось открытиями не в области механики, что было свойственно веку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая конкретным предметом исследования — человеческим телом - и изучая строение его органов, ставила психические функции человека в зависимость от особенностей его анатомии.

4. Активное опытное изучение организма человека в русле естествознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное количество открытий, по-новому объясняющих причины и механизмы его функционирования. Более того, благодаря опытному изучению механизмов работы человеческого тела физиология сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просвещения идеи, которые объясняли причины человеческого поведения не как следствия влияния и особой организации души, являющейся некоей бестелесной и божественной субстанции, но и целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии и физиологии человека. Методологическое значение проведенных в этот период открытий заключается в том, что не науровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте была доказана зависимость некоторых аспектов поведения человека от физиологических, т. е. материальных, факторов организма. Более того, первые в этой области эмпирические открытия дали повод к более глубокому изучению строения головного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания были накоплены некоторые сугубо психологические факты и открытия, теории. Приведем примеры таких открытий.

• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу — удалось опытным путем через обнаружение различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.

В другом исследовании изучались механизмы влияния стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств и силы воздействующих на нервы стимулов эффект будет одинаковым, например любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек. Более того, такая зависимость между объективными физиологическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами была математически исчисляема.

5. Возникновение эволюционного подхода к пониманию природы человека, в частности теория эволюционного развития Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изменениевзглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии. Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на основополагающих для психологии взглядах и идеях.

Названные предпосылки сыграли решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: