Экспериментальные исследования и опыты Германа Эббингауза и их значение для психологии

Герман Эббингауз (1850—1909) первым применил метод экс­перимента к исследованию высших психических функций, в ча­стности памяти, более того, он использовал эксперимент нев физиологическом, а в психологическом ключе, и законы памяти, сформулированные им на основе полученных результатов, также носят психологический, а не физиологической характер. Суть эксперимента Эббингауза по изучению особенностей памяти заключается в следующем: так как люди запоминают лучше факты, связанные между собой какими-то ассоциативными связями, для чистоты эксперимента необходимо использовать бессмысленные слоги, которые состоят из двух согласных и одной гласной в середине (например, слоги типа «мак», «сур», «мош» Г и т. п.). Далее на протяжении пяти лет Эббингауз на себе ставил эксперименты по заучиванию бессмысленных слогов, и результаты этих экспериментов были им опубликованы в книге «О памяти». Эббингауз в ходе своих экспериментов с памятью выявил следующие законы.

1. Объем запоминания, выраженный количеством единиц, которые человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6—8 бессмысленным слогам.

2. Количество запоминаемых единиц (т. е. слогов) зависит от общей длины списка этих единиц: чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминания.

3. На качество и специфику запоминания информации влияет так называемый «эффект края», суть которого сводится к тому, что стимулы, находящиеся в начале и конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают «тормозящее» вли­яние других слогов только с одной стороны.

4. Необходимо не только заучивание, но и повторение, или переучивание, так как не повторяемый после заучивания мате­риал забывается быстрее, чем периодически переучиваемый.

5. Забывание информации также имеет свои законы: 1) кривая забывания, т. е. постепенное замедление процесса забывания, выраженное графически в ее падении: когда наи­большая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается;

2) на замедление процесса забывания и падения кривой могут влиять различные факторы, в том числе сон, поскольку во время сна нет никакой дополнительной, «тормозящей» деятельности.

6. Запоминание и заучивание осмысленного материала, например, литературного текста, происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов. При этом кривая забывания, имея в обоих случаях общую форму, в случае забыва­ния осмысленного материала проходила медленнее.

7. Закон Йоста, действующий на запоминание как бессмыс­ленного, так и осмысленного материала: для запоминания лучше повторять материал часто и понемногу, так как время, когда была запомнена информация, работает с точки зрения ретроспективы — более старая информация лучше укрепляется и пот воспроизводится, нежели только что запомненная.

8. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходим для заучивания, на несколько коротких этапов, например требующий 30 повторений материал лучше повторять 3 раза по 10 единиц, чем сразу 30.

9. Память имеет характеристику упражняемости, т. е. тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

Опыты Эббингауза по изучению памяти сыграли важную роль в дальнейшем укреплении психологических знаний о природе человека. Они оказали сильное влияние на дальнейшее развитие некоторых отраслей психологии:

1) в экспериментальной психологии также разрушаются стереотипы прежних исследователей, которые считали память сложной функцией сознания, и потому для ее изучения невозможно применение эксперимента, утверждается мнение о том, что память можно изучать объективно, т. е. с помощью эксперимента и статистической обработки данных, а не через субъективный по своей сути метод интроспекции;

2) на основе этого утверждения идет повсеместное распространение эксперимента как основного метода исследования в психологии и разворачивается изучение других сложных форм человеческого поведения — навыков, в исследовании которых в качестве образца построения графиков выработки навыков активно используется принцип «кривой забывания»;

3) выводы и законы запоминания материала, сформулированные Эббингаузом, имели прикладное значение для многих отраслей психологии, в частности для педагогики, так как позволял создавать действенные и результативные методики обучения;

4) Эббингаузом был создан специальный тест, используемый в детской и возрастной психологии для диагностики умственно­го развития, имеющий принцип незаконченного предложения;

5) благодаря своеобразному использованию Эббингаузом классического метода эксперимента изменились и задачи экспериментатора, которые теперь сводились не к изучению интроспек­тивных высказываний испытуемого, а были направлены на наблюдение и анализ его поведения;

6) творческое наследие Г. Эббингауза составляет множество работ, в частности «Очерк психологии» и монументальная двух­томная работа-учебник «Основы психологии», благодаря кото­рым психология поднялась на качественно новую ступень науч­ного развития, повысив культурный и профессиональный уровень экспериментальных исследований за счет введения в науку четких критериев объективности и точной проверки полученных данных с помощью математических процедур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: