Четырехтактный газовый ДВС создан в 1876 году Н.А. Отто (1832-1891) Цикл Отто совершается в 4-х тактном тепловом двигателе внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием (карбюраторный ДВС) и кривошипно-шатунным механизмом. При этом поршень совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре. Цикл Отто – прямой газовый изохорный цикл неполного расширения представлен в p-v координатах на следующем рисунке.

Этот цикл неполного расширения (Рb > Ра) состоит из двух изохорных и двух адиабатных процессов:
где ac – сжатие ТРТ по адиабате;
cz – подвод теплоты q 1 к ТРТ по изохоре;
zb – расширение ТРТ по адиабате;
ba – отвод теплоты q 2 в холодильник от ТРТ по изохоре.
После прохождения этого цикла ТРТ возвращается в начальное состояние. В результате этого цикла совершается положительная результатирующая работа (
), равная площадь aczba, которая передается на вал двигателя. В T-s координатах цикла Отто имеет вид:

Основные характеристики (параметры) цикла Отто:
- степень сжатия:
, где va – полный объем цилиндра (в начале процесса сжатия), vc – объем камеры сгорания (в конце процесса сжатия);
- степень повышения давления в процессе подвода теплоты (при горении топливо-воздушной смеси):
, где Pz – давление ТРТ в конце подвода теплоты q 1, Pc – давление ТРТ в начале подвода теплоты q 1. Параметрами цикла называются величины, которые полностью определяют цикл. Их число равно числу процессов в цикле без двух. Термический кпд цикла Отто:
, где
и
. После подстановки q 1 и q 2 в выражение для
имеем:
.
После подстановки в эту формулу величин:
(для адиабаты ac) и учитывая, что
(для изохоры c-z) и что
, окончательно имеем:
, т.е.
.
С ростом степени сжатия
увеличивается максимальная температура в системе Т 1 и в соответствии со 2-м законом термодинамики увеличивается термический кпд. С ростом показателя адиабаты к термический кпд увеличивается из-за влияния рода ТРТ, т.е. теплоемкости идеального газа.
Недостатком цикла Отто является невозможность применения высоких степеней сжатия. Обычно применяются степени сжатия в диапазоне:
, что определяется температурой воспламенения топлива Ттоп, которую не может превышать температура в конце процесса сжатия Тс из-за опасности взрывного самовозгорания топлива, т.е. Тс < Ттоп и
. Чем выше октановое число бензина, тем до больших степеней сжатия
можно сжать топливо-воздушную смесь (без взрыва).






