Предисловие. Петрова Вера Георгиевна, Белякова Ирина викторовна

Петрова Вера Георгиевна, Белякова Ирина Викторовна

Предисловие 3-4
Раздел I. Общие вопросы психологии УО детей 4-26
Глава 1. Понятие «умственно отсталый ребенок» 4-12
Глава 2. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью 12-16
Глава 3. Исследования в области олигофренопсихологии. Обмен научной информацией и опытом 16-26
Раздел II. Особенности деятельности учащихся с недостатками умственного развития 27-48
Глава 4. Общая характеристика деятельности и ее мотивация 27-37
Глава 5. Внимание 38-42
5.1. Характеристика внимания 38-39
5.2. Специфика основных свойств внимания 39-42
Глава 6. Трудовая деятельность 42-48
Раздел III. Познавательные процессы школьников с интеллектуальной недостаточностью 49-122
Глава 7. Восприятие 49-61
7.1. Характеристика восприятия  
7.2. Зрительное восприятие 49-58
7.3. Осязательное восприятие 58-61
Глава 8. Память 61-78
8.1. Общая характеристика мнемической деятельности 61-64
8.2. Факторы, влияющие на процесс запоминания 64-69
8.3. Воспроизведение 69-71
8.4. Особенности памяти школьников-олигофренов с различной структурой дефекта 71-73
8.5. Представления 73-78
Глава 9. Речь 78-104
9.1. Общие сведения и этапы развития речи 78-82
9.2. Фонетическая и интонационно-выразительная стороны речи 83-85
9.3. Особенности словаря 85-89
9.4. Синтаксическая структура речи 89-90
9.5. Диалогическая и монологическая речь 90-95
9.6. Речевая регуляция деятельности 95-98
9.7. Письменная речь 98-104
Глава 10. Мышление 104-122
10.1. Общие сведения о мышлении 104-106
10.2. Основные мыслительные операции 106-112
10.3. Виды мышления 112-120
10.4. Особенности мышления учеников с недостатками умственного развития при решении учебных задач 120-122
Раздел IV. Личность УО школьников 123-139
Глава 11. Особенности эмоционального развития 123-127
Глава 12. Особенности волевого поведения 127-131
Глава 13. Самооценка и уровень притязаний 131-135
Глава 14. Отношение умственно отсталых школьников к учебной деятельности 135-140

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология умственно отсталых детей (олигофренопсихология) - одно из направлений специальной психологии. Предме­том ее изучения является познавательная деятельность и личность умственно отсталого ребенка. Исследования направлены на опреде­ление присущих детям отклонений в психическом развитии, вы­явление имеющихся у них положительных возможностей и усло­вий, способствующих их реализации.

Олигофренопсихология занимает определенное место на сты­ке многих наук. Ее продвижение зависит от их успехов. Остано­вимся на этом положении.

Психология умственно отсталых детей исходит из тех совре­менных философских концепций, которыми руководствуются ис­следователи, анализируя, обобщая и трактуя полученные ими материалы.

Основные психологические закономерности, подходы к изу­чению их взаимозависимостей определяются общей психологией.

Направления и этапы развития нормального ребенка представ­лены в возрастной психологии. Эти сведения дают возможность со­поставить ход развития нормальных и умственно отсталых детей и выявить специфику последних.

Клиника олигофрении осуществляет разносторонние наблюде­ния и исследования умственно отсталых детей в медицинском ас­пекте, изучая их в определенных условиях, тем самым дополняя и уточняя их характеристику.

Олигофренопедагогика, разрабатывая систему коррекционно-направленного воспитания и обучения умственно отсталых детей различных возрастов, теснейшим образом связана с изучением психологии этих детей. Она выявляет проблемы, решение кото­рых требует психологических изысканий.

Детская психиатрия включает в сферу своей лечебной деятель­ности детей с умственной отсталостью, поскольку значительная их часть имеет различные психические заболевания.

Физиология высшей нервной деятельности дает материалы, объяс­няющие биологические причины отклонений в познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей.

Представленные в книге фактические материалы получены преимущественно в исследованиях, проводившихся в лаборато­рии специальной психологии НИИ дефектологии (в настоящее время - ИКП РАО). Теоретические основы олигофренопсихологии разрабатывались главным образом также в этой лаборатории. Немалый вклад в разработку ряда проблем, освещенных в книге, внесли дефектологи, работавшие в других научных учреждениях и на кафедрах учебных институтов как в России, так и в странах, входивших ранее в состав СССР.

Книга включает предисловие; четыре основных раздела, осве­щающих общие вопросы олигофренопсихологии, особенности формирования и развития познавательных процессов умственно отсталых школьников, их эмоционально-волевой сферы, специ­фику их деятельности, в частности учебной и трудовой; конт­рольные вопросы к каждому из разделов; список рекомендуемой литературы.

«Общие вопросы психологии умственно отсталых детей» - это первый раздел книги. В нем представлены основные понятия, отра­жающие вопросы психологии умственно отсталого ребенка, кратко изложена история отечественных исследований, показан вклад, вне­сенный учеными в разработку теоретических проблем специальной психологии и в организацию экспериментальной работы.

Второй раздел книги - «Особенности деятельности учащихся с недостатками умственного развития» — включает ряд глав, мно­госторонне раскрывающих обсуждаемую проблему. Дана общая ха­рактеристика понятия «деятельность» и составляющих ее компо­нентов. Описаны мотивы деятельности и иерархия их соотноше­ний у умственно отсталых детей. Представлены материалы о свое­образии их внимания и трудовой деятельности.

Третий раздел - «Познавательные процессы школьников с ин­теллектуальной недостаточностью» - посвящен одной из наибо­лее значимых проблем олигофренопсихологии — специфике раз­вития восприятия, памяти, речи и мышления у учеников с недо­статками умственного развития. В нем объединены результаты ис­следований психических процессов, оказывающих определяющее влияние на обучение и воспитание и, следовательно, на развитие умственно отсталых учащихся.

Познавательная деятельность учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида наиболее изучена. Результаты много­летних экспериментальных исследований, как имеющие огром­ное практическое значение, должны быть известны психологам и дефектологам и использоваться ими в практической работе.

Четвертый раздел - «Личность умственно отсталых школьни­ков» - знакомит с особенностями личности умственно отсталых учащихся, со своеобразием ее проявлений. Речь идет также о том, что следует противостоять отрицательным, негативным формам поведения, которые иногда можно наблюдать в обществе по от­ношению к лицам со сниженным интеллектом, а также способ­ствовать проявлению к ним человеческого интереса и доброжела­тельности.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: