Петрова Вера Георгиевна, Белякова Ирина Викторовна
Предисловие | 3-4 |
Раздел I. Общие вопросы психологии УО детей | 4-26 |
Глава 1. Понятие «умственно отсталый ребенок» | 4-12 |
Глава 2. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью | 12-16 |
Глава 3. Исследования в области олигофренопсихологии. Обмен научной информацией и опытом | 16-26 |
Раздел II. Особенности деятельности учащихся с недостатками умственного развития | 27-48 |
Глава 4. Общая характеристика деятельности и ее мотивация | 27-37 |
Глава 5. Внимание | 38-42 |
5.1. Характеристика внимания | 38-39 |
5.2. Специфика основных свойств внимания | 39-42 |
Глава 6. Трудовая деятельность | 42-48 |
Раздел III. Познавательные процессы школьников с интеллектуальной недостаточностью | 49-122 |
Глава 7. Восприятие | 49-61 |
7.1. Характеристика восприятия | |
7.2. Зрительное восприятие | 49-58 |
7.3. Осязательное восприятие | 58-61 |
Глава 8. Память | 61-78 |
8.1. Общая характеристика мнемической деятельности | 61-64 |
8.2. Факторы, влияющие на процесс запоминания | 64-69 |
8.3. Воспроизведение | 69-71 |
8.4. Особенности памяти школьников-олигофренов с различной структурой дефекта | 71-73 |
8.5. Представления | 73-78 |
Глава 9. Речь | 78-104 |
9.1. Общие сведения и этапы развития речи | 78-82 |
9.2. Фонетическая и интонационно-выразительная стороны речи | 83-85 |
9.3. Особенности словаря | 85-89 |
9.4. Синтаксическая структура речи | 89-90 |
9.5. Диалогическая и монологическая речь | 90-95 |
9.6. Речевая регуляция деятельности | 95-98 |
9.7. Письменная речь | 98-104 |
Глава 10. Мышление | 104-122 |
10.1. Общие сведения о мышлении | 104-106 |
10.2. Основные мыслительные операции | 106-112 |
10.3. Виды мышления | 112-120 |
10.4. Особенности мышления учеников с недостатками умственного развития при решении учебных задач | 120-122 |
Раздел IV. Личность УО школьников | 123-139 |
Глава 11. Особенности эмоционального развития | 123-127 |
Глава 12. Особенности волевого поведения | 127-131 |
Глава 13. Самооценка и уровень притязаний | 131-135 |
Глава 14. Отношение умственно отсталых школьников к учебной деятельности | 135-140 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психология умственно отсталых детей (олигофренопсихология) - одно из направлений специальной психологии. Предметом ее изучения является познавательная деятельность и личность умственно отсталого ребенка. Исследования направлены на определение присущих детям отклонений в психическом развитии, выявление имеющихся у них положительных возможностей и условий, способствующих их реализации.
Олигофренопсихология занимает определенное место на стыке многих наук. Ее продвижение зависит от их успехов. Остановимся на этом положении.
Психология умственно отсталых детей исходит из тех современных философских концепций, которыми руководствуются исследователи, анализируя, обобщая и трактуя полученные ими материалы.
Основные психологические закономерности, подходы к изучению их взаимозависимостей определяются общей психологией.
Направления и этапы развития нормального ребенка представлены в возрастной психологии. Эти сведения дают возможность сопоставить ход развития нормальных и умственно отсталых детей и выявить специфику последних.
Клиника олигофрении осуществляет разносторонние наблюдения и исследования умственно отсталых детей в медицинском аспекте, изучая их в определенных условиях, тем самым дополняя и уточняя их характеристику.
Олигофренопедагогика, разрабатывая систему коррекционно-направленного воспитания и обучения умственно отсталых детей различных возрастов, теснейшим образом связана с изучением психологии этих детей. Она выявляет проблемы, решение которых требует психологических изысканий.
Детская психиатрия включает в сферу своей лечебной деятельности детей с умственной отсталостью, поскольку значительная их часть имеет различные психические заболевания.
Физиология высшей нервной деятельности дает материалы, объясняющие биологические причины отклонений в познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей.
Представленные в книге фактические материалы получены преимущественно в исследованиях, проводившихся в лаборатории специальной психологии НИИ дефектологии (в настоящее время - ИКП РАО). Теоретические основы олигофренопсихологии разрабатывались главным образом также в этой лаборатории. Немалый вклад в разработку ряда проблем, освещенных в книге, внесли дефектологи, работавшие в других научных учреждениях и на кафедрах учебных институтов как в России, так и в странах, входивших ранее в состав СССР.
Книга включает предисловие; четыре основных раздела, освещающих общие вопросы олигофренопсихологии, особенности формирования и развития познавательных процессов умственно отсталых школьников, их эмоционально-волевой сферы, специфику их деятельности, в частности учебной и трудовой; контрольные вопросы к каждому из разделов; список рекомендуемой литературы.
«Общие вопросы психологии умственно отсталых детей» - это первый раздел книги. В нем представлены основные понятия, отражающие вопросы психологии умственно отсталого ребенка, кратко изложена история отечественных исследований, показан вклад, внесенный учеными в разработку теоретических проблем специальной психологии и в организацию экспериментальной работы.
Второй раздел книги - «Особенности деятельности учащихся с недостатками умственного развития» — включает ряд глав, многосторонне раскрывающих обсуждаемую проблему. Дана общая характеристика понятия «деятельность» и составляющих ее компонентов. Описаны мотивы деятельности и иерархия их соотношений у умственно отсталых детей. Представлены материалы о своеобразии их внимания и трудовой деятельности.
Третий раздел - «Познавательные процессы школьников с интеллектуальной недостаточностью» - посвящен одной из наиболее значимых проблем олигофренопсихологии — специфике развития восприятия, памяти, речи и мышления у учеников с недостатками умственного развития. В нем объединены результаты исследований психических процессов, оказывающих определяющее влияние на обучение и воспитание и, следовательно, на развитие умственно отсталых учащихся.
Познавательная деятельность учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида наиболее изучена. Результаты многолетних экспериментальных исследований, как имеющие огромное практическое значение, должны быть известны психологам и дефектологам и использоваться ими в практической работе.
Четвертый раздел - «Личность умственно отсталых школьников» - знакомит с особенностями личности умственно отсталых учащихся, со своеобразием ее проявлений. Речь идет также о том, что следует противостоять отрицательным, негативным формам поведения, которые иногда можно наблюдать в обществе по отношению к лицам со сниженным интеллектом, а также способствовать проявлению к ним человеческого интереса и доброжелательности.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ