Одна из первых моделей, которая теоретически обосновывала наличие объективных закономерностей товарного производства представлена в работе И.Г. фон Тюнена (1783-1850). В ней рассматривается абстрактное, экономически изолированное от других стран государство с единым рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и единственным производителем промышленной продукции в городе-центре.
Цена любого продукта в любом месте пространства отличается от его цены в городе-центре на величину транспортных расходов, принимаемых прямо пропор ми весе груза и расстояния его перевозки Оптимальная схема размещения сельского хозяйства - это система концентрических колец (кольца Тюнена) со своей специализацией.
Чем больше интенсивность (производительность) производства аграрной продукции, тем ближе к городу-центра оно размещено. Итак, около центра размещаются кольца с производством овощей, фруктов, а дальше - лесное, молочное, зерновое хозяйства. На окраинах - экстенсивное скотоводство и земли, которые не обрабатываются, поскольку чем ближе к центру, тем интенсивнее господарство.
|
|
Главное в концепции Тюнена - дифференциальная рента положения (экономико-географическое положение в экономической географии) Основной фактор размещения - транспортные расходы
Й.Г. Тюнен впервые вводит понятие экономического пространства и представление о важности географического положения.
Модель "локационного треугольника" Лаунхардта
В Лаунхардт не только обратил внимание на важность транспортного фактора, но и разработал пространственную модель размещения в виде треугольника, концы которого соответствуют сырье, энергии, рынка сбыта (1882).
Место идеального размещения производства (локализация предприятия) расположено на пересечении отрезков, соединяющих вершины треугольника, где общие производственные затраты минимальны.