Тема 28 Анализ результатов внебюджетной деятельности учреждений УИС

Процессы и особенности деятельности бюджетных организаций и задачи анализа Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организа­ций в частности можно рассматривать как сово­купность производственных отношений, комплекс многообразных причинно-следственных связей и про­цессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг). В наиболее общем виде все составляющие хозяйственную деятельность отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом:

- натурально-вещественные процессы;

- процессы, связанные с созданием стоимости;

- социальные процессы;

- экологические процессы.

К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потре­бительные стоимости (здоровье, знания, образованность, про­свещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность и т.п.), спо­собные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещест­венные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, харак­терную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и других бюджетных ор­ганизаций.

Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потре­бительных стоимостей бюджетной сферы) отражают количество труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К дан­ным процессам можно отнести формирование стоимости и себе­стоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, куль­турного развития, просвещения и др.

Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и от­дыха работников бюджетной сферы, формированием отноше­ния к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.

Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой.

Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдель­ных составляющих ее процессов.

Предмет анализа – причинно-следственные связи, составляющие основу экономических отношений, складывающихся на уровне бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций.

Анализ деятельности бюджетных организаций проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретной организации, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению и другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджет­ных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма дей­ствия основных факторов, влияющих на экономические показа­тели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математиче­ские модели факторных систем параметров хозяйственной дея­тельности учреждений.

Организациям, финансируемым из бюджета, присущ ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.

1. Бюджетные организации расходуют государственные средства
по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение
финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым
документом, в котором отражаются объем, целевое направление
и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета
на содержание учреждения, является смета расходов.

В процессе анализа учитываются осо­бенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловлен­ные различиями в сущности расходов и порядке их формирования.

2. В ходе финансирования бюджетных учреждений систематически контролируется правильность использования выделенных по смете ассигнований. Организация текущего финансирования бюджетных учреждений предполагает рассмотрение месячных и квартальных отчетов, поскольку выполнение плана по штатам и освоение ранее перечисленных средств может быть выявлено на основе этих отчетов.

3. Финансирование большинства бюджетных организаций в от­личие от коммерческих предприятий осуществляется путем распре­деления бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. использования выделенных средств. Финансовое положение бюджетных организаций, состоя­ние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной сте­пени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременно­сти и полноты выделения средств из бюджета.

4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности
организации расходуют государственные средства согласно уста­новленной смете расходов в соответствии с бюджетной класси­фикацией.

5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных орга­низаций и затратный принцип финансирования не предполагают
формирование позитивного финансового результата. Это вынуж­дает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии
с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема
выделенных средств.

Основными источниками информации для анализа форми­рования и использования внебюджетных средств являются сле­дующие документы:

• смета доходов и расходов по внебюджетным средствам,

• отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам — форма № 4.

Начинать анализ внебюджетных средств целесообразно с оцен­ки их роли в общем объеме финансирования организации. Для этого сравнивают величину средств, выделенных из бюдже­та и доходы, полученные по внебюджет­ным источникам.

На следующем этапе анализа изучают состав, структуру и динамику доходов и расходов по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения. Для этого используют информацию Сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств, Сводной сметы по внебюджетным источникам, а также Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Важное значение для оценки финансирования организации имеют данные об абсолютном отклонении плановых доходов и расходов от фактических.

Большой интерес представляет анализ соотношения доходов и расходов по каждому внебюджетному источнику. Это позволяет выявлять наиболее рентабельные структурные подразделения и виды внебюджетной деятельности организации.

Следующей задачей анализа является изучение расходов по внебюджетным средствам в разрезе статей, подстатей и элемен­тов экономической классификации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: