double arrow

Анализ кассовых и фактических расходов


Все расходы бюджетных учреждений подразделяются на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами(КР) считаются все суммы, перечислен­ные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюд­жет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам). Кассовыми расходами считают­ся все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов.

Кассовые расходы показывают средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных средств на каждую конкретную дату. На величину кассовых расходов оказывают влияние факторы:

- остатки денежных средств организации на начало года,

- сумма полученных средств из бюджета;

- остатки денежных средств организации на конец года.

КР = О н.г. + П – О к.г.

Фактические расходы(ФР) — это действительные затраты уч­реждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате, стипендиям. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов.





Взаимосвязь фактических расходов и основ­ных групп факторов, под влиянием которых формируется их ве­личина, может быть записана в следующем виде:

ФР = КР – (Δ ЗК + Δ ОМ + Δ ЗД + Δ ПЛ)

где Δ - изменение всех факторов представлено в виде разницы их величины на начало и конец отчетного года.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что кассовые рас­ходы характеризуют движение денежных средств, выделенных уч­реждению, а фактические расходы — полноту их использования.

Важнейшим этапом анализа расходов является изучение соот­ношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно может характеризоваться равенством между ними, превышением кассо­вых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми. Исследование существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы.

Однако на практике равенство возможно лишь в том случае, когда дви­жение средств на текущем счете учреждения и списание расходов происходят одновременно, например, при оплате оказанных услуг по предъявленному счету (взнос абонентской платы за пользование телефоном, потребление электроэнергии, воды, за отопление и др.).



В большинстве же случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпада­ют. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечис­ленные с текущего счета в казначействе или в обслуживающем банке, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения.

Например, сумма на­численной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за этот же месяц, так как выплата заработной платы за последний месяц года будет произведена в январе. Кроме того, учреждение может оплатить счет за оборудование, приборы, инструменты, но в отчетном году их не получить. Значит, кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и ввода их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий финансовый год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов
в виде дебиторской задолженности. Характерно, что в описанной ситуации остатки расчетов с прочими дебиторами и креди­торами увеличатся по сравнению с их наличием на начало года.

Содержанием анализа исполнения смет расходов является оценка эффективности выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, вы­явление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения.



Основными задачами исполнения смет расходов являются:

- изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

- изучение состава и структуры расходов;

- оценка причин, вызвавших отклонения фактических рас­ходов от предусмотренных в сметах;

- выявление резервов повышения эффективности использо­вания ресурсов бюджетных и научных учреждений; обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источники информации:

- отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учрежде­ний (форма № 2);

- баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений (форма № 1);

- карточки учета расходов и данные первичного учета затрат материальных ресурсов, труда и заработной платы;

- акты ревизий и проверок;

- данные бюджетных учреждений по учету кассовых и фак­тических расходов.

Тема30 Анализ финансирования учрежденийУИС

§ Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.

§ Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов формы №2».

Анализ структуры доходов бюджета учреждения УИС

Таблица 1

Смета доходов бюджета Учреждения УИС

(руб.)

Доходы Доходы, утвержден-ные Кассовое исполнение бюджета Неисполненные назначения Удельный вес, %
         

Анализ данных таблицы 1 показал, что смета доходов выполнена учреждением с превышением на 10,53% за счет госпошлины от регистрации прав на недвижимость (9.24%) и плата о предоставлении информации о правах на недвижимое имущество (0,84%). Однако по некоторым статьям наблюдается недовыполнение сметы доходов, например, по статье «оказание платных услуг и компенсация затрат». Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, в соответствии с пунктом 1 статьи 232 Кодекса направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. Таким образом, все доходы, полученные сверх утвержденных направляются на финансирование самого учреждения, что является дополнительным стимулом к их получению.

На основании данных отчетов о движении основных средств составлена таблица 2, отражающая динамику стоимости основных средств за период с 2005 по 2007 годы в разрезе по показателям.

Рассмотрим более подробно смету расходов и ее исполнение в динамике для того, чтобы разработать рекомендации по совершенствованию системы исполнения бюджета.

Таблица 3

Смета расходов бюджета на 01.01.2010г.

(руб.)

Расходы Бюджетные ассигнования Кассовое исполнение бюджета Неисполненные назначения Удельный вес, %
Заработная плата        
Прочие выплаты        
Начисления на оплату труда        
Услуги связи        
Транспортные услуги        
Коммунальные услуги        
Арендная плата        
Услуги по содержанию имущества        
Прочие услуги        
Прочие расходы        
Увеличение стоимости основных средств        
Увеличение стоимости МПЗ        
Перечисления другим бюджетам        
ИТОГО        

Анализ исполнения сметы расходов показал, что в данной организации смета расходов исполнена практически полностью в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средствопределяет следующие его задачи: - анализ производственных показателей по каждому конкретномувнебюджетному средству; - анализ соответствия сумм полученных доходов суммамосуществленных расходов; - изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам

внебюджетных средств







Сейчас читают про: