Переводить реальные ситуации на математический язык и решать другие задачи (практические, развивающие, воспитательные) начального обучения математике.
Содержание, то есть что значит “учить считать”?
Вспомните определение операции счета. Найдите на ОС №6.
Определение операции счета ориентирует, чтобы выполнять эту операцию, необходимо:
- уметь вычленять объекты для счёта;
- знать последовательность имён чисел;
- знать и уметь применять правила счёта;
- уметь правильно отвечать на вопросы “сколько?” и “который?”
Работа по опорной схеме N6.
Как учить считать? (методы, формы, средства)
Поэтапно─1,2,3 этапы (найдите на ОС №6).
Виды упражнений в счёте должны быть разнообразными и многочисленными:
Достаточно много! Разнообразие!
Выполнение этих условий необходимо для того, чтобы:
1) формировать навык счёта как элементарной математической операции;
2) подготовить сознание детей к обобщению, что n є No есть единственная общая характеристика класса любых конечных равномощных множеств.
|
|
Обучение счёту ведётся не только в подготовительный, дочисловой период, но и при изучении нумерации в каждом из последующих концентров.
4. Методика обучения сравнению множеств по их численности
Зачем учитьсравнивать множества по их численности?
C помощью упражнений в сравнении множеств решаются следующие учебные задачи:
1) ведется подготовка к введению понятия n є No;
2) раскрывается конкретный смысл математических отношений “равно”, “больше”, “меньше”, устанавливаются их свойства и взаимосвязь (слова “поровну”, “ столько же”, “одинаковое количество”, “больше”, “меньше”);
3)формируется навык счёта;
4)ведётся обучение простейшим ПМД для утверждений вида: “яблок столько же, сколько груш, потому что …”; 3=3; “4>3”; 3<4, потому что…
Чему? Что значит “сравнить множества по их численности”?―попытаться установить взаимнооднозначное соответствие между элементами этих множеств.
Работа по схеме N5.
Как? Достаточно много. Разнообразные. Особенности выполнения упражнений:
1) практическая деятельность по непосредственному образованию пар из элементов заданных множеств;
2) счёт количества элементов в любом из множеств;
3) вывод об отношении между числами, то есть обучение употреблению слов: «равно», «больше, меньше», тем самым каждый раз осуществляется перевод конкретной ситуации на математический язык (продолжаем учить играть со словами: какие слова употреблять в том или другом случае, из одних истинных утверждений получать другие истинные утверждения).
Обучение такому переводу осуществляется поэтапно:
1) сообщение учителем новых математических терминов: “столько же”, “одинаково”, “меньше”, “больше”;
|
|
2) репродуктивная деятельность учащихся по образцу, заданному учителем:
“Груш столько же, сколько яблок, потому что все груши и все яблоки можно соединить в пары”.
“Груш больше, чем яблок, потому что если на каждую грушу положить одно яблоко, то останутся лишние груши(без пары). Если груш больше, чем яблок, то, значит, яблок меньше, чем груш”.
Это и есть ПМД (предматематические доказательства).
Отношения “больше на □”, “меньше на □” уточняют количественные соотношения между множествами, числом их элементов.
3) объяснения своевременно (?) сворачиваются, формируется внутренний план действий по сравнению множеств, понятия “меньше” и “больше” (на □) формируются на уровне понимания их содержания и умения применять.
4) полученные знания совершенствуются и расширяются при изучении чисел в каждом последующем концентре, при решении текстовых арифметических задач.
5. Деятельносный подход к формированию умственных и логических действий
Для формирования умственных и логических действий в учебном пособии М 1(часть 1) предлагаются специальные обучающие игры.
Например, “Фигуры дружат”, “Логическое дерево”, игры с обручами.
Сочетать со счетом! Не препятствуя достижению главной цели игры!
Многофункциональность каждого задания.
Любое задание, а не только специальные обучающие игры, имеют потенциальные возможности для развития мышления детей. Задача учителя— умело и разумно использовать эти возможности, организуя учебную деятельность учащихся по схеме: рука – язык – голова.
6.Подготовка к письму цифр
Содержание подготовки:
а) укрепление мелких мышц пальцев рук;
б) умение видеть клетку, её элементы, ориентироваться в клетке;
в) прописывание элементов некоторых цифр;
г) выработка правильной осанки при письме.
(см. статью «Пiсьмо лiчбау» // Пачатковая школа. – 1998. - №4.)
7. Особенности организации обучения в подготовительный период
1. Структура урока. (3 части примерно по 10 мин.)
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ.
Предлагаются задания зоны актуального развития детей, которые готовят их к открытию новых знаний.
ФИЗПАУЗА.
2) Выполнение заданий зоны открытий (под руководством учителя)
Работа по учебному пособию или с другими дидактическими материалами.
ФИЗПАУЗА.
3) Выполнение заданий зоны ближайшего развития. Письменные упражнения.
ИТОГИ УРОКА.
2. Организация работы детей:
— практические упражнения с использованием разнообразного дидактического материала;
— коллективная работа, как правило, сочетается с аналогичной индивидуальной;
— своевременная смена видов деятельности детей;
— широкое использование игр, игровых ситуаций, занимательных упражнений, разнообразных средств наглядности;
— более свободное поведение детей.