Зачем учить считать?

Переводить реальные ситуации на математический язык и решать другие задачи (практические, развивающие, воспитательные) начального обучения математике.

Содержание, то есть что значит “учить считать”?

Вспомните определение операции счета. Найдите на ОС №6.

Определение операции счета ориентирует, чтобы выполнять эту операцию, необходимо:

- уметь вычленять объекты для счёта;

- знать последовательность имён чисел;

- знать и уметь применять правила счёта;

- уметь правильно отвечать на вопросы “сколько?” и “который?”

Работа по опорной схеме N6.

Как учить считать? (методы, формы, средства)

Поэтапно─1,2,3 этапы (найдите на ОС №6).

Виды упражнений в счёте должны быть разнообразными и многочисленными:

Достаточно много! Разнообразие!

Выполнение этих условий необходимо для того, чтобы:

1) формировать навык счёта как элементарной математической операции;

2) подготовить сознание детей к обобщению, что n є No есть единственная общая характеристика класса любых конечных равномощных множеств.

Обучение счёту ведётся не только в подготовительный, дочисловой период, но и при изучении нумерации в каждом из последующих концентров.

4. Методика обучения сравнению множеств по их численности

Зачем учитьсравнивать множества по их численности?

C помощью упражнений в сравнении множеств решаются следующие учебные задачи:

1) ведется подготовка к введению понятия n є No;

2) раскрывается конкретный смысл математических отношений “равно”, “больше”, “меньше”, устанавливаются их свойства и взаимосвязь (слова “поровну”, “ столько же”, “одинаковое количество”, “больше”, “меньше”);

3)формируется навык счёта;

4)ведётся обучение простейшим ПМД для утверждений вида: “яблок столько же, сколько груш, потому что …”; 3=3; “4>3”; 3<4, потому что…

Чему? Что значит “сравнить множества по их численности”?―попытаться установить взаимнооднозначное соответствие между элементами этих множеств.

Работа по схеме N5.

Как? Достаточно много. Разнообразные. Особенности выполнения упражнений:

1) практическая деятельность по непосредственному образованию пар из элементов заданных множеств;

2) счёт количества элементов в любом из множеств;

3) вывод об отношении между числами, то есть обучение употреблению слов: «равно», «больше, меньше», тем самым каждый раз осуществляется перевод конкретной ситуации на математический язык (продолжаем учить играть со словами: какие слова употреблять в том или другом случае, из одних истинных утверждений получать другие истинные утверждения).

Обучение такому переводу осуществляется поэтапно:

1) сообщение учителем новых математических терминов: “столько же”, “одинаково”, “меньше”, “больше”;

2) репродуктивная деятельность учащихся по образцу, заданному учителем:

“Груш столько же, сколько яблок, потому что все груши и все яблоки можно соединить в пары”.

“Груш больше, чем яблок, потому что если на каждую грушу положить одно яблоко, то останутся лишние груши(без пары). Если груш больше, чем яблок, то, значит, яблок меньше, чем груш”.

Это и есть ПМД (предматематические доказательства).

Отношения “больше на □”, “меньше на □” уточняют количественные соотношения между множествами, числом их элементов.

3) объяснения своевременно (?) сворачиваются, формируется внутренний план действий по сравнению множеств, понятия “меньше” и “больше” (на □) формируются на уровне понимания их содержания и умения применять.

4) полученные знания совершенствуются и расширяются при изучении чисел в каждом последующем концентре, при решении текстовых арифметических задач.

5. Деятельносный подход к формированию умственных и логических действий

Для формирования умственных и логических действий в учебном пособии М 1(часть 1) предлагаются специальные обучающие игры.

Например, “Фигуры дружат”, “Логическое дерево”, игры с обручами.

Сочетать со счетом! Не препятствуя достижению главной цели игры!

Многофункциональность каждого задания.

Любое задание, а не только специальные обучающие игры, имеют потенциальные возможности для развития мышления детей. Задача учителя— умело и разумно использовать эти возможности, организуя учебную деятельность учащихся по схеме: рука – язык – голова.

6.Подготовка к письму цифр

Содержание подготовки:

а) укрепление мелких мышц пальцев рук;

б) умение видеть клетку, её элементы, ориентироваться в клетке;

в) прописывание элементов некоторых цифр;

г) выработка правильной осанки при письме.

(см. статью «Пiсьмо лiчбау» // Пачатковая школа. – 1998. - №4.)

7. Особенности организации обучения в подготовительный период

1. Структура урока. (3 части примерно по 10 мин.)

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА С КЛАССОМ.

Предлагаются задания зоны актуального развития детей, которые готовят их к открытию новых знаний.

ФИЗПАУЗА.

2) Выполнение заданий зоны открытий (под руководством учителя)

Работа по учебному пособию или с другими дидактическими материалами.

ФИЗПАУЗА.

3) Выполнение заданий зоны ближайшего развития. Письменные упражнения.

ИТОГИ УРОКА.

2. Организация работы детей:

— практические упражнения с использованием разнообразного дидактического материала;

— коллективная работа, как правило, сочетается с аналогичной индивидуальной;

— своевременная смена видов деятельности детей;

— широкое использование игр, игровых ситуаций, занимательных упражнений, разнообразных средств наглядности;

— более свободное поведение детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: