План
1. Задачи изучения геометрического материала.
2. Содержание геометрического материала в начальном курсе математики.
3. Общие вопросы методики изучения геометрического материала.
4. Система упражнений геометрического характера.
Литература
Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии // НШ.-2001.-№10.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.,1999, п.2.28
1. Задачи изучения геометрического материала
Задачи:
- формирование пространственных представлений и некоторых геометрических понятий; развитие пространственного воображения;
- использование геометрического материала в качестве одного из средств наглядной интерпретации рассматриваемых арифметических фактов, для расширения сферы применения приобретаемых детьми арифметических знаний, умений и навыков (при решении задач геометрического содержания);
- вооружение детей практическими навыками измерения длины, площади;
- подготовка к изучению систематического курса геометрии.
|
|
См. Ос №20, четвертый и пятый столбцы.
2. Содержание геометрического материала в начальном курсе математики
Содержание: точка, прямая, кривая, отрезок, углы, виды углов,
многоугольники и их виды, прямоугольник, квадрат, виды треугольников; окружность, круг; измерение длины, измерение периметра и площади, отношения пересечения, перпендикулярности, параллельности прямых.
Геометрические фигуры в начальном курсе математики выступают в двух ролях:
а) как дидактическое средство (счётный материал, счётная линейка, модели доли и дроби);
б) как предмет изучения (выясняются существенные свойства многоугольников, свойства сторон прямоугольника, определяется понятие «квадрат»)
См. ОС №20, первый столбец.
3. Общие вопросы методики изучения геометрического материала
Геометрические представления у детей начинают складываться ещё до школы и характеризуются, прежде всего, своей конкретностью: каждую геометрическую форму ребёнок связывает с реальным предметом из окружающей обстановки. При обучении в школе необходимо использовать имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать их представления.
При формировании геометрических представлений важно, чтобы учащиеся твёрдо осознали, что «геометрические фигуры взяты ни откуда-нибудь, а из окружающей действительности», закладывая тем самым основы материалистического миропонимания.
Особенности изучения геометрического материала
1. Основными методами изучения являются методы демонстрации, лабораторно-практические работы учащихся (моделирование, вычерчивание, измерение, конструирование, вырезывание), метод наблюдений.
|
|
Используя эти методы, важно обеспечить разнообразие предлагаемых объектов (отличающихся цветом, размером, материалом, расположением на плоскости), чтобы детям легче было абстрагироваться от конкретных свойств материальных вещей и сконцентрировать своё внимание на существенных признаках объектов, на основе чего и формируются представления о геометрических фигурах.
См. Ос№20, второй и четвертый столбцы.
Но следует избегать и уклона в грубый эмпиризм: когда вся работа сводится к постановке ряда наблюдений и опытов без достаточного участия мышления, без установления тех связей, которые существуют между изучаемыми фактами.
2. Геометрический материал, по-возможности, рассматривается в неразрывной связи с арифметическим материалом и не выделяется в самостоятельный раздел программы.
Например:
а) Подсчет разными способами площади прямоугольника, разбитого на квадраты, даёт основания для вывода равенства
ab = ba
б) Измерение величин с помощью различных единиц измерения способствуют совершенствованию представлений учащихся о десятичной системе счисления.
3. В изучении геометрического материала реализуется и собственная логика, связанная с введением новых геометрических фигур и рассмотрением их свойств.
Например:
а) прямоугольник;
б) прямой угол;
в) свойства прямоугольника;
г) измерение площади прямоугольника.
4. Большинство геометрических понятий доводится лишь до уровня представлений, а не их формальных определений.
В этой связи на уроках математики в начальных классах не следует задавать вопросы: Что называется прямым углом? Почему этот угол прямой? («потому что у него стороны прямые») Что такое радиус окружности?
Учащиеся должны узнавать геометрические фигуры в окружающей обстановке, на рисунке, правильно находить заданную фигуру в наборе геометрических фигур, правильно называть геометрические формы (определение прямоугольника; квадрата; понимание родовидовых отношений).
5. Для дифференциации геометрических понятий широко используется приём сравнения: прямая и отрезок; прямая и кривая; окружность и круг; прямой угол и непрямой.
6. При изучении геометрического материала формируются элементарные навыки черчения.
Например:
а) начертить отрезок заданной длины;
б) построить треугольник, квадрат на клетчатой бумаге;
в) построить окружность с помощью циркуля.
Число подобных упражнений увеличивается, благодаря аналогичным операциям, выполняемым на уроках труда.
4. Система упражнений геометрического характера
Система упражнений геометрического характера:
- геометрические объекты для пересчитывания (цель: узнавание и различение геометрических фигур, усвоение терминологии);
- формирование представлений о геометрических величинах (длина, площадь) и навыков их измерения;
- вычислительные задачи (периметр, площадь);
- элементарные построения геометрических фигур на клетчатой бумаге, в том числе с заданными параметрами;
- классификация геометрических фигур;
- деление фигур на части и составление фигур из частей;
- формирование элементарных навыков чтения чертежей (буквенные обозначения);
- выяснение геометрической формы предметов или их частей.
Приведите примеры упражнений каждого из перечисленных видов. Почему их можно назвать «система упражнений геометрического характера»?