1. Эмпирические (практические) – универсальные, но трудоёмкие.
Как именно находятся при этом результаты?
2. Логические:
а) для сложения и вычитания - прибавление и вычитание по частям,
б) для умножения - переход к сложению одинаковых слагаемых,
в) для деления - основанный на взаимосвязи деления с умножением.
Эти способы тоже универсальные, т.е. применимые к любой паре чисел, но для некоторых пар чисел рациональными являются другие ВП.
Например: 3+7, 3·7, 9-6.
Как вычислять легче?
Способы нахождения табличных произведений:
1) вычисление суммы одинаковых слагаемых;
2) используя предыдущий табличный результат;
3) группировка слагаемых – 2·7=2·5+2·2;
4) перестановка множителей – 2·7=7·2;
5) используя последующий результат – 2·4=2·5-2.
А для таблиц сложения? (2; 4; 5)
Каждый из названных способов нахождения табличных результатов имеет свое теоретическое обоснование, т.е. ответ на вопрос, почему так можно вычислять, даёт ответ математическая наука.
Приёмы сложения и вычитания по частям основаны на правилах:
|
|
а+(в+с)=(а+в)+с-ассоциативный закон сложения, и а-(в+с) =(а-в)-с ‑правило вычитания суммы из числа
Например: 9+4=10+3=13; 12-7=10-5=5
1 3 2 5
По действующей программе уровень овладения учащимися этими правилами – интуитивный, поэтому при составлении таблиц сложения и вычитания используются преимущественно эмпирические методы обучения.
Для вычитания как в пределах 10, так и в пределах 20 во многих случаях рациональным является прием, основанный на правиле нахождения неизвестного слагаемого
Например: или ; или
Это правило, переместительные законы сложения и умножения и др. теоретические основы названных ВП рассматриваются в НКМ явно (на экспериментальном или на логическом уровнях), а потому при введении таких ВП используются как эмпирические, так и логические – дедуктивные методы обучения.
Например: 2·5=10 5·2=10 и таблица начинается с 5·5
18=3·6 18:3=6 и 18:6=3
И на одном уроке можно составить сразу две таблицы деления.
3. Содержание подготовительной работы к составлению таблиц
Содержание подготовительной работы к составлению той или другой таблицы определяется исходя из анализа тех ВП, которые будут использоваться для нахождения табличных результатов.
Например: а) Сложение в пределах 10 (ОС № 13)
+1 - конкретный смысл сложения, принцип n 1, последовательность чисел в N.
+2,3,4 - состав чисел I пятка, предшествующие таблицы.
+5,6,7,8 – переместительный закон сложения (оперативное правило) предшествующие таблицы.
б) Сложение с переходом через 10.
Состав чисел первого десятка, сложение в пределах 10, десятичный состав.
9+4=
1 3
в) Табличное деление.
|
|
Конкретный смысл деления, термины, взаимосвязь деления с умножением, правило нахождения неизвестного множителя.
Находит ли отражение содержание подготовительной работы в опорных схемах?
4. Особенности уроков по составлению таблиц
1.Учащиеся привлекаются к активному участию в составлении таблиц.
(Предметно-практическая деятельность. Всё, к чему готовы делают самостоятельно. Зона актуального развития.)
2. На уроке используются необходимые средства наглядности.
Например, для нахождения табличных произведений: числовые фигуры, записи на доске и в тетради, моделb 1 дм2 и прямого угла.
3. Применяют разные способы нахождения результатов.
4. Обосновывают, доказывают (практическим или логическим способами) правильность вычислений.
Например: 7-3=4, 24:4=6
Как доказать?
5. Таблица записывается на доске и в тетради.
6. Заучивание таблиц начинается на этом же уроке.
На одном и том же уроке можно составлять только одну таблицу (например: □+2 или 3·□) или связку таблиц (например, □+2 и □-2; 3·□ и □·3, а также две таблицы деления).
5. Система работы по закреплению знания таблиц и формированию навыка воспроизведения по памяти табличных результатов
Какую бы методическую систему мы не избрали, работа с учащимися по заучиванию таблиц занимает исключительно важное место. Знание таблиц – это фундамент, база для овладения техникой быстрых и правильных устных и письменных вычислений. Именно этот факт является мотивом для заполнения таблиц.
Особенности сохранения и воспроизведения информации, хранящейся в памяти, зависят от того, как организовано запоминание.
И непроизвольное, и произвольное запоминание зависят от эмоционального отношения и интереса (удивление, восторг) к изучаемому материалу → создавать благоприятные условия.
Например, соревнование с калькулятором, со счетом на пальцах (римская школа).
Важным условием запоминания является включение в работу разных видов памяти: зрительной (физиологи утверждают, что зрительный анализатор в 800 раз мощнее слухового); слуховой, образной, словесно-логической (вербальной) → упражнения по таблицам должны быть разнообразны по видам деятельности учащихся: вслух, письменно, с объяснением, в игре и т.п.
В воспроизведении табличных результатов типичными являются ошибки памяти учащихся:
1) называют ответ соседнего в таблице примера: 6+4=9, 4·9=32, 32:4=7, 36:9 =5 (36:9=6);
2) смешивают примеры, результаты которых близки в натуральном ряду: 3·7=28, 6·9=56, 7·8=54.
Самые трудные для запоминания случаи умножения
7·8 6·9 8·8 7·9 |
Следовательно, их следует чаще включать в содержание обучения.
б) произведения с равными значениями:
18= □·□, 24=□·□, 12=□·□
3) смешивают правила оперирования с числами 0 и 1: 5·1=6, 5·0=5 и другие подобные случаи.
В работе над табличными случаями эффективны те же методические приемы, что и в работе над внетабличными, когда запомнить надо не результат, а способ вычислений, потому что речь идет об одном и том же познавательном процессе – запоминании.
Но есть и различия: специальное внимание уделяется отработке знания состава чисел из двух слагаемых; из двух множителей, т.к. это важный шаг к выполнению обратных действий и прочному запоминанию производных таблиц.
С этой целью полезно:
1) читать и запоминать табличные равенства слева направо и справа налево: 2·6=12 и 12=2·6; 3+4=7 и 7=3+4;
2) предлагать связки взаимообратных заданий (УДЕ):
3·8= □, 24=□·8, 3·□ =24
8·9=:8=9 9·8=:9=8 |
8·9=:8=9 9·8=:9=8 |
Другие специальные приемы в их логической последовательности законспектировать (ксерокопировать) в свою методическую копилку(см.: Медведская В.Н., Гудалина Т.И. Лабораторный практикум, с.94).
В Римской школе заучивались только таблицы умножения на числа 2, 3, 4,5. Все остальные произведения находили путем счета на пальцах.
|
|
Дано: a>5 и b>5.
Найти: а·в.