Западная статистика показывает, что вероятность материализации инновации достигает только 8,7 %. Из каждых 12 инвенций – только одна доходит до последней фазы “Потребление”.
В российской промышленности дела обстоят еще хуже – жизненный цикл инновации в России в 1, 5 – 2 раза длиннее.
Для снижения риска часто организуют опытное производство с последующей пробной реализацией опытной партии. При этом производится наблюдение за поведением потребителей, реакций конкурентов и сбытовой сети.
Что касается объема инвестиций в производство, то они могут быть весьма значительны и очень часто для привлечения финансовых ресурсов производится эмиссия ценных бумаг. Тем не менее инновационный бизнес является очень прибыльным и наиболее распространенным во всем мире.
В США умение превращать изобретения и научные результаты в успешный бизнес развито больше, чем где бы то ни было. США – мировой лидер по экспорту наукоемкой продукции: около 700 млрд долл. в год. Другие страны – Германия – 530, Япония – 400 и т.д. Россия имеет в этой сфере серьезный потенциал: 12 % ученых мира и накопленный интеллектуальный капитал порядка 400 млрд долл. Слабое звено – менеджмент.
|
|
5. Фаза « Потребление ( эксплуатация )».
Данная фаза состоит из следующих частей:
• сбыт инновационной продукции потребителю;
• использование (эксплуатация) продукции потребителем;
• предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции.
Для большинства видов новых продуктов, особенно потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, фаза «потребления» является не столь важной, но некоторые виды продуктов, к ним относятся дорогостоящие, наукоемкие, технически сложные изделия требуют к себе особого внимания на этой фазе. Это внимание проявляется как мониторинг работы такого изделия, его технического состояния, для предупреждения возможных неполадок, которые могут иметь тяжелые последствия, и корректировки конструкции изделия. Таким образом, можно сказать, что исследования и проектирование для таких изделий не прерываются.
В рыночной экономике для получения коммерческого эффекта инновационной деятельности существенными являются еще две фазы – «Маркетинг » и «Инвестирование ».
Фаза «Маркетинг» присутствует в инновационном процессе дважды:
• в начале инновационного процесса перед фазой «Разработка», как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации;
• в конце инновационного процесса перед фазой «Потребление», как маркетинг «4Р» – с целью организации продвижения и сбыта нового продукта.
|
|
Жизненный цикл инновации может быть представлен в виде ленточной диаграммы (рис. 2.3), отражающей последовательность и связь фаз инновационного процесса.
Рисунок 2.3 - Диаграмма инновационного процесса
Для сверхсложных инновационных изделий, несущих в себе опасность для природы и общества, включают такую стадию жизненного цикла, как «Ликвидация», поскольку их вывод из эксплуатации является рискованным и дорогостоящим, требует инновационных решений и действий. Примеры таких изделий – атомные станции, ракетное вооружение, космические станции, уникальные виды транспортных средств и т.д.
Инновационный процесс графически можно также отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов – кривая прибыльности (рис.2.4.)
Рисунок 2.4 - Кривая жизненного цикла инновации
Технологический разрыв в инновационном процессе. Логистическая кривая помогает устанавливать сущность инновационных процессов. Инновационный цикл обычно начинается с ликвидации отставания фирмы в развитии ее потенциала, снижающим конкурентный статус. Особое внимание отводится технологическим инновациям. Основной характеристикой процесса здесь служит так называемый «технологический разрыв», который характеризует различие в потенциалах (эффективности) новой (2) и старой (1) технологий (ΔР=P2–P1), а также объем средств (ΔК=К2–К1), необходимых для вложения в новую технологию с целью достижения ею результативности, которую имеет на сегодня старая технология.
Рисунок 2.5 - Схема технологического разрыва.
После того как технологический разрыв (ΔР) преодолен, наступает момент, когда вкладывать средства в совершенствование новой технологии гораздо выгоднее, чем в совершенствование старой. Экономическая эффективность при этом может измеряться десятками и сотнями процентов. Поэтому процесс замещения одной технологии другой приобретает необратимый характер.
Как видно из рисунка 8 для перехода от старой технологии к новой технологии необходимы существенные капиталовложения. Помимо капиталовложений, предназначенных для модернизации процесса производства, они включают в себя затраты на приобретение этой новой технологии (патент, ноу-хау и т.п.). Без получения права на использование новой технологии невозможно использование эффекта технологического разрыва. Как известно: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Преследуя получение эффекта от технологического разрыва многие предприниматели (а иногда и государства) идут на преступление, именуемое промышленный шпионаж