double arrow

Цели, задачи и структура НИС, особенности построения. Региональные инновационные системы

Существует достаточно много определений, описывающих понятие "национальная инновационная система". В частности, в материале ОЭСР (1997) приведено несколько определений, которые достаточно близки по смыслу и в целом описывают национальную инновационную систему как совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Следует уточнить смысл каждой из трех составляющих данного понятия: "инновации", "национальная" и "система".

Под "инновациями", или инновационной деятельностью, чаще всего понимается создание и внедрение фирмами продуктов и производственных процессов, являющихся новыми для этих фирм. Таким образом, говоря о НИС, исследователи, придерживающиеся этого определения (например, Нельсон и Розенберг), сосредоточивают внимание на технологических инновациях. Однако ряд других авторов (например, Лундвалл, Фриман) рассматривает также и нетехнологические инновации, - в частности, институциональные инновации, социальные и образовательные инновации, а также организационные изменения.

Нет также однозначного мнения относительно того, адекватен ли термин "национальная" по отношению к инновационным системам. Многими авторами было отмечено, что система институтов, поддерживающих технологические инновации в одной отрасли, существенно отличается от аналогичной системы, характерной для другой отрасли. Кроме того, в отдельных технологических областях инновационная система может быть транснациональной или, наоборот, охватывать только конкретный регион внутри страны. Поэтому можно говорить об отраслевых, или секторных, инновационных системах, а также региональных и транснациональных инновационных системах. Тем не менее, как отмечает Ч. Эдквист, применение термина "национальная инновационная система" все же оправдано по двум причинам. Во-первых, исследования НИС в конкретных странах позволяют сделать вывод о наличии значительных межстрановых различий между инновационными системами. Во-вторых, государственная политика, направленная на стимулирование инноваций, реализуется большей частью на национальном уровне. Анализ инновационных систем на национальном уровне позволяет не упустить из вида роль государства в инновационном процессе.

Системный характер понятия НИС означает, что технологическое развитие рассматривается не в виде цепочки односторонне направленных причинно-следственных связей, ведущих от НИОКР к инновациям, но как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций.

Впервые понятие НИС было использовано в 1987 году Крисом Фриманом в его исследовании технологической политики в Японии. Фриман описал важнейшие элементы японской НИС, которые обеспечили экономический успех этой страны в послевоенный период. Однако первым серьезным материалом, посвященным НИС, считается книга "Национальная система инноваций" под ред. Б.-А. Лундвалла, вышедшая в 1992 году. Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

- понятие НИС воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;

- это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;

- исследования, основанные на понятии НИС, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

Как менялось понимание инновационного процесса и в чем заключаются новейшие подходы к определению содержания инновационной деятельности?

То, что инновации являются основным источником долгосрочного экономического роста, основой конкурентоспособности на мировых рынках и источником решения многих социальных проблем, было хорошо известно экономистам на протяжении многих десятилетий, начиная с Й. Шумпетера. Однако, понимание инновационного процесса и факторов, его определяющих, претерпело значительные изменения. В период после Второй мировой войны на Западе господствовала т.н. линейная модель инноваций, в рамках которой система НИОКР рассматривалась в качестве основного и единственного источника инноваций на национальном уровне. Начиная с 1960-х гг. этот взгляд постепенно менялся. Вначале рыночный спрос начал рассматриваться в качестве детерминанты инноваций. Затем эмпирические исследования, в которых давалась сравнительная характеристика инновационной деятельности в США, Японии, Европе и СССР, заставили экономистов прийти к выводу о том, что появление инноваций, их распространение и рост производительности зависят, помимо НИОКР, от большого числа других факторов в рамках национальной научной и образовательных систем. Это такие факторы, как взаимосвязи между фирмами, между производителями и потребителями, рынок труда, государственная политика и др. Данное видение инновационного процесса кристаллизовалось в понятии НИС.

В качестве основных тенденций в инновационной деятельности, характерных для 1990-х гг., можно назвать следующие:

- рост зависимости производства товаров и услуг от приложения научных знаний и технологий;

- рост числа производителей новых знаний;

- рост зависимости инновационной динамики от успешного взаимодействия между научными учреждениями и предпринимательским сектором;

- развитие взаимодействия и сотрудничества между фирмами;

- распространение новых технологий в настоящее время подразумевает гораздо большее, чем покупку новейшего оборудования, а именно организационные изменения и изменения в системе менеджмента.

Вследствие этих тенденций анализ технологического развития делает необходимым изучение значительного числа факторов инновационной деятельности с акцентом на взаимосвязи и потоки знаний между различными участниками инновационного процесса.

Является ли подход к изучению технологического развития с точки зрения НИС теорией? Этот подход безусловно не является формальной теорией. Он не содержит четких и стабильных соотношений между переменными, но создает основу для выявления различных факторов, которые влияют на инновационный процесс. Поэтому НИС можно точнее охарактеризовать как концептуальный подход, нежели как теорию.

В то же время этот концептуальный подход очень тесно связан с рядом новейших подходов в экономической теории:

Основной вывод, который можно сделать из новой теории экономического роста, заключается в том, что инвестиции в человеческий капитал или НИОКР являются необходимым, но не достаточным условием технологической динамики и быстрого экономического роста: они зависят от процесса циркуляции знаний между академическими учреждениями и фирмами и процесса обучения, рассматриваемых в рамках моделей.

Эволюционная экономическая теория показывает, каким образом экономический рост на макроуровне зависит, с одной стороны, от разнообразия и неопределенности и, с другой стороны, от процессов гармонизации, регулирования и стандартизации на микроэкономическом уровне; изучает закономерности и историческую преемственность в технологической динамике; для исследований по НИС большую важность имеют такие понятия, разработанные в рамках данной теории, как "техно-экономическая парадигма" и "технологическая траектория".

Институциональная экономическая теория анализирует вопросы, связанные с развитием и координацией институтов, взаимосвязями между рыночными и нерыночными институтами, институциональной динамикой

В рамках исследований НИС центральное место занимают определение основных элементов НИС и анализ форм циркуляции знаний внутри НИС. Как уже говорилось выше, набор элементов, входящих в НИС, не является жестко фиксированным. Тем не менее, обобщая проведенные за последние годы исследования, можно назвать те элементы, которым уделяется основное внимание большинством авторов.

Во-первых, это комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний:

- фирмы и образуемые ими сети;

- научная система;

- другие исследовательские учреждения;

- элементы экономической инфраструктуры.

Во-вторых, это все остальные элементы, влияющие на инновационный процесс:

- контекст, создаваемый макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования;

- система образования и профессиональной подготовки;

- особенности товарных рынков;

- особенности рынков факторов производства;

- особенности рынка труда;

- система финансирования инноваций;

- коммуникации.

Практически во всех работах, посвященных НИС, акцентируется внимание на том, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы - предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по НИС важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. Анализируются четыре типа таких потоков:

1. Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество. Основными методами здесь являются обследования фирм и обследования на основе литературных источников. В последнем случае информация о промышленных альянсах собирается на основе обзоров газетных и журнальных статей, специализированных книг и журналов, а также ежегодных отчетов корпораций и промышленных справочников. Наиболее обширной источником информации о кооперационных соглашениях между фирмами является база данных "Кооперационные соглашения и технологические индикаторы" (CATI), созданная Маастрихтским экономическим исследовательским институтом инноваций и технологий (MERIT).

2. Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. В материалах по НИС подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью может быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков. Потоки знаний между государственным и частным секторами можно измерять различными способами, но в национальных инновационных обследованиях применялись преимущественно четыре инструмента:

1) индикаторы совместной исследовательской деятельности;

2) совместные патенты и совместные публикации;

3) анализ цитирования;

4) обследования фирм.

3. Распространение технологий. Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных стран и секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевиден тот факт, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и государственных учреждений. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине в странах ОЭСР внедряется значительное количество государственных программ, направленных на передачу технологий в промышленность. При проведении эмпирических исследований в данной области наиболее часто используются обследования фирм и измерение межфирменных потоков НИОКР через приобретение машин и оборудования.

4. Мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются ("неявные знания"), - это один из ключевых потоков внутри НИС. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в продвинутые технологии должны сопровождаться развитием этой "способности к внедрению", которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы. Мобильность рабочей силы измеряется с помощью разных подходов, наиболее эффективным из которых оказалось использование статистики рынка труда для выявления движения персонала с определенными навыками между различными отраслями промышленности, а также между промышленным сектором, исследовательским сектором и сектором высшего образования.

Компонентами национальной инновационной системы являются:

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления областного территориального уровня, регулирующие в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности;

субъекты инновационной деятельности;

субъекты инновационной инфраструктуры;

учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие и (или) обеспечивающие инновационную деятельность.

Функционирование и взаимодействие компонентов национальной инновационной системы определяются нормативными правовыми актами.

Формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы осуществляются на основании государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

Подходы к формированию и реализации государственной инновационной политики. Международная инновационная деятельность

Содержание национальной политики в области научных исследований и разработок, а также ее цели и приоритеты определены государственным курсом развития, утвержденным Правительством Беларуси. В его основе — переход к инновационной экономике, экономике знаний. Концептуальные положения, предусматривающие стратегические цели инновационного развития и реализацию таковых, определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг.

Наука рассматривается как основной ресурс и мощная движущая сила национальной экономики. В связи с этим, основная задача государственной политики в области исследований и разработок заключается в создании благоприятных условий для реализации этой амбициозной миссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: