Управление коммуникациями обеспечивает поддержку системы взаимодействий между участниками проекта, передачу управленческой и отчетной информации, направленной на достижение целей проекта. Функция управления информационными связями включает следующие процессы:
• планирование системы коммуникаций — определение информационных потребностей участников проекта (состав информации, сроки и способы ее доставки);
• сбор и распределение информации — процессы регулярного сбора, своевременной доставки необходимой информации участникам проекта;
• оценка и отображение прогресса — обработка фактических результатов состояния работ проекта, сопоставление с плановыми заданиями, анализ тенденций, прогнозирование;
• документирование хода работ — сбор, обработка и организация хранения формальной документации по проекту. Планирование системы коммуникаций. Для изучения потребностей и описания структуры системы коммуникаций обычно требуется следующая информация: логическая структура организации проекта и матрица ответственности, информационные потребности участников проекта, физическая структура распределения участников проекта, внешние информационные потребности проекта. Технологии или методы распределения информации между участниками проекта могут значительно различаться в зависимости от параметров проекта и требований системы контроля. Выбор технологий взаимодействия определяется степенью зависимости успеха проекта от актуальности данных или детальности описания, доступностью технологий, квалификацией персонала.
План управления коммуникациями включает:
I) план сбора информации, в котором определяются источники информации и методы ее получения;
2) план распределения информации, в котором определяются потребители информации и методы доставки;
3) детальное описание каждого документа, который должен быть получен или передан, включая формат, содержание, уровень детальности и используемые определения;
4) расписание и частота взаимодействия;
5) метод внесения изменений в план коммуникаций.
В зависимости от потребностей проекта план коммуникаций может быть более или менее формализован, детализирован или описан лишь в общем виде. План коммуникаций является составной частью плана проекта.
Сбор и распределение информации. В рамках проекта возникает потребность в осуществлении различных видов коммуникаций:
1) внутренних (внутри команды проекта) и внешних (с руководством компании, заказчиком, внешними организациями и др.);
2) формальных (отчеты, запросы, совещания) и неформальных (напоминания, обсуждения);
3) письменных и устных;
4) вертикальных и горизонтальных. Автоматизированные методы предусматривают использование компьютерных технологий и современных средств связи для повышения эффективности взаимодействия.
Оценка и отображение прогресса. Процессы сбора и обработки данных о достигнутых результатах и отображение информации о состоянии работ в отчетах обеспечивают основу для координации работ, оперативного планирования и управления. Большинство методов планирования и управления календарным графиком работ подразумевает использование компьютера. В настоящее время на рынке представлено значительное число программных пакетов, автоматизирующих функции планирования и контроля календарного графика выполнения работ. В основе данных пакетов лежат методы сетевого планирования и анализа критического пути. Кроме того, существуют специализированные пакеты для планирования и контроля затрат проекта.
Документирование хода работ. Документирование результатов хода работ включает:
1) сбор и верификацию окончательных данных;
2) анализ и выводы о степени достижения результатов проекта и эффективности выполненных работ;
3) архивирование результатов с целью дальнейшего использования.