Понятие, функции и структура цены

Цена – экономическая категория исторического характера, возникла тысячи лет назад- в обмен на товары появились деньги. Деньги выступают в качестве мер стоимости и в качестве мер обогащения. Цена это денежное выражение стоимости товара. Функции цены: измерительная, учетно-информационная, ф-ция сбалансированности спроса и предложения, стимулирующая, распределительная.

Измерительная функция позволяет сравнивать между собой цены на различные товары, а так же позывает, во что обходится обществу производство товара.

Учетно-информационная – заключается в том, что она несет в себе экономическую информацию, а это позволяет спрогнозировать поведение субъектов в экономике.

Стимулирующая – это функция позволяет принимать решения путем сопоставления альтернатив.

Распределительная - с помощью этой функции выполняется распределение вновь созданной стоимости между различными отраслями, регионами республики и соц. группами. Это выполняется при установлении более высоких или низких цен, разных уровней цен для различных групп потребностей на одну и ту же продукцию.

Характеризуется цена 3 показателями:

- уровень – абсолютное значение цены в деньгах; - динамика (изменение уровня цен);

- структура – определенное соотношение элементов цены в %-тах или долях.

Основные элементы цены: -издержки производства (себестоимость) –налоги –прибыль -оптовая надбавка -розничная надбавка

Структура цены

издержки предприятия прибыль Оптовая надбавка Торговая надбавка
себестоимость налоги издержки прибыль издержки прибыль
отпускная цена предприятия        
оптовая цена сбытовых организаций    
розничная цена
             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: