Понятие, функции и структура цены

Цена – экономическая категория исторического характера, возникла тысячи лет назад- в обмен на товары появились деньги. Деньги выступают в качестве мер стоимости и в качестве мер обогащения. Цена это денежное выражение стоимости товара. Функции цены: измерительная, учетно-информационная, ф-ция сбалансированности спроса и предложения, стимулирующая, распределительная.

Измерительная функция позволяет сравнивать между собой цены на различные товары, а так же позывает, во что обходится обществу производство товара.

Учетно-информационная – заключается в том, что она несет в себе экономическую информацию, а это позволяет спрогнозировать поведение субъектов в экономике.

Стимулирующая – это функция позволяет принимать решения путем сопоставления альтернатив.

Распределительная - с помощью этой функции выполняется распределение вновь созданной стоимости между различными отраслями, регионами республики и соц. группами. Это выполняется при установлении более высоких или низких цен, разных уровней цен для различных групп потребностей на одну и ту же продукцию.

Характеризуется цена 3 показателями:

- уровень – абсолютное значение цены в деньгах; - динамика (изменение уровня цен);

- структура – определенное соотношение элементов цены в %-тах или долях.

Основные элементы цены: -издержки производства (себестоимость) –налоги –прибыль -оптовая надбавка -розничная надбавка

Структура цены

издержки предприятия прибыль Оптовая надбавка Торговая надбавка
себестоимость налоги издержки прибыль издержки прибыль
отпускная цена предприятия        
оптовая цена сбытовых организаций    
розничная цена
             




double arrow
Сейчас читают про: