Законодательная власть в Италии. Порядок формирования, функции, полномочия

Итальянский парламент. Законодательная власть в Италии осуществляется парламентом, который состоит из Палаты депутатов и Сената (ст. 55 Конституции). В Палате депутатов 630 депутатов, избираемых всеобщими прямыми выборами. Из 630 мест 12 резервируется для итальянцев, проживающих за рубежом. Конституция устанавливает следующие требования к кандидатам в Палату депутатов: итальянское гражданство, возраст – не моложе 25 лет, обладание активным избирательным правом. Депутаты избираются на пять лет. В голосовании участвуют итальянские граждане, достигшие 18 лет и не лишенные избирательных прав.

Сенат состоит из трех категорий граждан.

• Во-первых, избираемые сенаторы. Их число составляет 315. Требования к кандидатам: гражданин Италии не моложе 40 лет. Сенаторы избираются всеобщими прямыми выборами итальянскими избирателями, достигшими 25 лет. 309 сенаторов избираются внутри страны и шесть – от итальянцев, проживающих за границей. Выборы в стране проводятся по избирательным округам, образуемым в каждой области, на основе пропорциональной системы по коалиционным и партийным спискам. Тот список, который получил в округе большинство голосов избирателей, получает не менее 55% мест, отведенных данной области. Но в трех областях (Валле-д'Аоста, Молизе и Трентино-Альто-Адидже) действует прежняя, мажоритарная избирательная система. От Валле-д'Аоста избирается один сенатор, от Молизе и Трентино-Альто-Адидже – по два.

• Во-вторых, сенаторы – бывшие президенты, являющиеся сенаторами пожизненно, если они не отказались от этого права.

• В-третьих, сенаторы – пять граждан, назначаемых пожизненно Президентом за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной и литературной областях (ст. 59 Конституции). Не могут быть избраны в обе палаты: мэры коммун с населением более 20 тыс. жителей, областные советники, представители провинциальной администрации, префекты, су-префекты, высшие чиновники полиции, высшие офицеры Вооруженных сил, не находящиеся в запасе судьи, а также лица, по профессиональным основаниям имеющие отношения с иностранными государствами, если они не откажутся от своих должностей.

Обе палаты избираются на пять лет. Полномочия палат могут быть продлены только на основании закона и лишь в случае войны (ст. 69 Конституции). Обе палаты, таким образом, имеют одинаковый срок полномочий, но этот срок не всегда может соответствовать продолжительности полномочий другой палаты, поскольку Президент Республики обладает правом досрочного роспуска обеих или одной из палат.

Следует отметить, что в настоящее время разрабатывается программа реформы Сената. Предполагаются усиление его роли в представительстве регионов и отход от равенства палат.

Статус депутата традиционен для демократических государств и характеризуется следующими положениями.

• Недопустимость одновременного членства в обеих палатах. Если лицо было сразу избрано в обе палаты, то оно должно выбрать одну из них.

• Члены каждой из палат не могут одновременно состоять в Конституционном суде, Высшем совете магистратуры, Национальном совете экономики и труда, не могут быть руководителями, администраторами, членами ревизионных комиссий предприятий, принадлежащих государству, или обществ, им финансируемых.

• В Конституции Италии закреплен принцип свободного депутатского мандата, а также депутатский иммунитет и индемнитет (ст. 68, 69).

• Жалованье депутатов парламента составляет 12 тыс. евро, а размеры пенсий депутатов – от 20 до 60% их жалованья.

Организация работы палат. Обе палаты фактически равны по положению. Их равенство нарушается только в случае принятия решений на совместных заседаниях (выборы Президента Республики, назначение членов Конституционного суда, Высшего совета магистратуры и др.), поскольку количественный состав Сената в два раза меньше, чем Палаты депутатов. Однако и в этом случае неравенство палат сглаживается тем, что депутаты и сенаторы голосуют в соответствии с позицией своей партийной фракции.

Палаты действуют на основе регламентов, принимаемых в каждой палате абсолютным большинством их членов. Каждая палата избирает председателя и заместителя. Руководящим органом палаты является бюро, в состав которого включаются председатель палаты, четыре вице-председателя, три квестора (Квесторы контролируют расходы палаты и деятельность ее вспомогательных служб.) и восемь секретарей. Формирование бюро осуществляется таким образом, чтобы в нем были представлены все партийные фракции. Бюро образуется на срок легислатуры палаты и выполняет такие функции, как утверждение проекта бюджета палаты, решение вопросов формирования парламентских групп и комиссий, применение дисциплинарных санкций и др.

Предусмотрено образование в обеих палатах партийных фракций, именуемых парламентскими группами. В Палате депутатов группы образуются при наличии не менее 20 депутатов, желающих ее создать. Допускается образование группы с меньшим числом, но только по разрешению Бюро палаты и при условии, что эта фракция представляет партию, получившую на выборах достаточное количество голосов избирателей (не менее 300 тыс.).

В Сенате партийные фракции создаются не менее чем 10 сенаторами. Возможно образование в каждой из палат единой смешанной парламентской группы из числа депутатов, не вошедших ни в одну группу.

В палатах образуются постоянные комиссии. В Сенате образуется 12 или 13 таких комиссий со сроком полномочий в два года. В Палате депутатов их число составляет 14, и образуются они на весь срок полномочий палаты. Комиссии формируются на основе пропорционального представительства парламентских групп. Основной задачей комиссий является работа над законопроектами, их рассмотрение и одобрение. Конституция Италии допускает образование совместных комиссий только в связи с процедурой роспуска областного совета (абз. 4 ст. 126). Однако текущее законодательство и конституционная практика пошли по пути образования такого рода комиссий. Начиная с 1975 г. были созданы постоянные смешанные комиссии из представителей обеих палат парламента по делам секретных служб, по аудиовизуальным средствам. Стали образовываться смешанные следственные комиссии. Каждая палата направляет в такие комиссии до 20 своих членов. Такие комиссии согласно Конституции обладают теми же полномочиями, что и судебные власти (ст. 86). Кроме того, Сенат может образовывать комиссию по европейским делам.

На заседаниях постоянных комиссий могут присутствовать члены правительства, а в заседаниях сенатских комиссий могут участвовать и приглашенные лица, и им может предоставляться возможность для выступления.

Парламент работает в сессионном порядке, собираясь на две сессии в году. Палаты собираются “по собственному праву” в первый непраздничный день февраля и октября.

Чрезвычайные сессии палат созываются по требованию их председателей, Президента Республики или треть членов палат. Если одна из палат собирается на чрезвычайную сессию, то вторая – по праву.

Заседания палат открытые, но по их решению могут проводиться и закрытые заседания. Трансляции заседаний по государственным теле- и радиоканалам допускаются по решению председателя палаты. Трансляции по частным каналам не требуют такого разрешения. Заседания палат правомочны, если в них участвуют более половины депутатов (сенаторов).

В заседаниях могут принимать участие члены правительства, в том числе и не входящие в состав палат, а при наличии депутатского запроса участие соответствующего министра обязательно. Палаты заседают, как правило, отдельно. Совместные заседания палат проводятся в связи с выборами Президента, назначением членов Конституционного суда, Высшего совета магистратуры, решением вопроса о предании суду Президента Республики, председателя Совета министров и министров и в некоторых других случаях, предусмотренных Конституцией.

Итальянский парламент обладает традиционными для западноевропейских парламентов полномочиями, к числу которых относятся: законотворчество, парламентский контроль за деятельностью правительства, определение основных направлений внутренней и внешней политики, выборы Президента Республики на совместном заседании палат с участием представителей областей, ратификация международных договоров, решение вопросов войны и мира и некоторые иные.

Парламент обладает рядом полномочий и в сфере судебной власти. Помимо уже отмеченного решения вопроса о предании суду высших должностных лиц страны парламент назначает одну треть состава Конституционного суда, одну треть состава Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Законодательный процесс состоит из следующих стадий: внесение законопроекта, его рассмотрение и обсуждение, принятие закона, его подписание и опубликование главой государства.

• На первой стадии реализуется право законодательной инициативы, которым обладают правительство, каждый депутат и сенатор, областные советы, Национальный совет экономики и труда, муниципальные советы (по вопросам территориальных границ), группы избирателей в количестве не менее 50 тыс. чел. Однако избиратели не могут вносить законопроекты по тем вопросам, которые относятся к непосредственной сфере деятельности правительства (бюджет, ратификация международных договоров и др.). Законопроекты могут вноситься в любую палату, кроме проекта бюджета, который представляется в Палату депутатов. Законы принимаются обеими палатами большинством голосов (за исключением конституционных законов).

Одна из особенностей законодательного процесса в Италии состоит в том, что регламентами палат могут быть предусмотрены случаи, когда законопроекты рассматриваются только в комиссиях, которые могут их окончательно утверждать. Такая практика получила широкое распространение. До 75% законов принимается именно таким способом. В то же время Конституцией предусмотрено, что по требованию правительства, десятой части членов палаты или пятой части соответствующей комиссии законопроекты передаются на рассмотрение и утверждение палаты. Исключительно палатами принимаются законы по конституционным и избирательным вопросам, по вопросам делегирования законодательных полномочий, ратификации международных договоров и бюджета (ст. 72 Конституции).

• Одобренный обеими палатами закон направляется на подпись Президенту Республики, который в течение одного месяца может подписать и обнародовать его или потребовать повторного рассмотрения, но только по мотивам редакционных погрешностей. Закон в этом случае повторно утверждается простым, а не квалифицированным большинством голосов, т.е. вето Президента носит суспензивный характер.

Своеобразие законодательного процесса в Италии состоит в возможности непосредственного участия в нем народа. Конституцией предусмотрены народная законодательная инициатива и народное вето, которые хотя и нечасто, но все же реализуются. Право народного вето состоит в том, что принятый парламентом закон может быть по инициативе не менее чем 500 тыс. избирателей вынесен на референдум для решения вопроса о его отмене. Если вопрос наберет установленное число голосов, закон утрачивает силу. Однако из-под действия этого права изъяты вопросы налогообложения, амнистии и помилования, международных договоров.

Конституция Италии предусматривает институт делегированного законодательства (ст. 76). Делегирование правительству законодательных функций осуществляется путем принятия парламентом делегирующего закона, в котором указываются: время, в течение которого правительство может принимать декреты, предмет регулирования, а также принципы, которым должно следовать правительство. Одновременно правительство готовит соответствующий законопроект, который должен быть внесен в парламент по окончании срока делегирования.

В случае особой необходимости правительство под свою ответственность может принимать временные распоряжения, имеющие силу закона. Эти распоряжения должны быть в день их издания представлены в обе палаты для утверждения. Если палаты распущены, то они собираются на заседание в течение пяти дней, а по истечении 60 дней эти акты, если они не одобрены палатами, утрачивают силу (ст. 77 Конституции).

Парламентский контроль за деятельностью правительства осуществляется в следующих формах: 1) устные или письменные вопросы правительству или его отдельным членам; 2) интерпелляции; 3) следственные комиссии; 4) резолюция недоверия. Первая из этих форм используется наиболее часто. Примерно два заседания в неделю в палате отводятся для устных вопросов. Ответы на устные вопросы даются в течение 14 дней, на письменные – 20.

Интерпелляция (от лат. interpellatio – прерывание речи, жалоба перед судом, иск) – это обращенное к правительству или к министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой ими политики или по конкретному вопросу. В отличие от вопросов и запросов интерпелляция сопровождается сложной процедурой внесения и правовыми последствиями. В меморандуме о внесении интерпелляции указываются ее мотивы, сроки ответа. Ответ членов правительства может сопровождаться дебатами в парламенте и даже повлечь отставку министра или всего кабинета.

Для расследования деятельности всего состава правительства или отдельных министерств создаются следственные комиссии. Они могут образовываться в каждой из палат или из представителей обеих палат парламента. По окончании расследования следственная комиссия готовит и представляет доклад на заседании палаты (или обеих палат). Такого рода комиссии создавались для расследования коррупции в высших эшелонах власти в рамках проводившейся кампании “чистые руки”.

Резолюция недоверия является весьма грозным оружием парламента. Процедура ее принятия урегулирована регламентами палат. Резолюция недоверия вносится по инициативе десятой части членов любой из палат, обсуждается по истечении трех дней со дня внесения. Принятие резолюции влечет отставку правительства.

Итальянский парламент может принимать, кроме того, резолюции по конкретному вопросу государственной политики. Такие резолюции вносятся либо председателями парламентских групп, либо 10 депутатами или восемью сенаторами. Сначала эти резолюции предварительно рассматриваются постоянными комиссиями, а затем – на заседании палаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: