Методология определения типологии рынка

Типология рынка может быть определена в зависимости от самых различных показателей. В зависимости от конкурентной структуры фирмы выбирают маркетинговую стратегию. Обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры, или типы рынка:

1. Рынок чистой или идеальной конкуренции, т.е. в состоянии сбалансированности спроса. Цена на таком рынке идеальная, чисто рыночная, т.е. соответствует балансу спроса и предложения, соответствует стоимости услуги и является единой. Роль маркетинга на таком рынке минимальна. В соременных условиях такие рынки встречаются редко и только по ограниченному кругу услуг (рынок ценных бумаг: много продавцов и покупателей; ценные бумаги фирм по основным реквизитам идентичны и взаимозаменяемы; сделки носят добровольный характер; информация о них доступна любому).

2. Рынок реальной конкуренции состоит из множества потребителей и продавцов. Цена на таком рынке не единая, а в широком диапазоне, она отклоняется от стоимости. Роль маркетинга в политике цен повышается и весьма значительна. Маркетинговая стратегия строится на товарной дифференциации и сегментации рынка. При данной конкуренции широко используются марочные, фирменные названия, реклама).

3. Олигополистическая конкуренция рынок состоит из небольшого числа продавцов, которые чутко реагируют на стратегию друг друга. Цена стабильна и мало отличается у разных продавцов. Для такого рынка характерна высокая степень концентрации производства. Проникнуть на такой рынок новым конкурентам затруднительно (высокие барьеры: стоимость выхода на рынок, патентная защищенность продукции или технологии). Роль маркетинга высока, ибо приходится оперативно реагировать на маневры немногих конкурентов. Характерен для товарных отраслей – сталь, бумага, автомобили, холодильники, электроника).

4. Рынок чистой монополии. На рынке всего один продавец, продающий конкретную услугу, что позволяет выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса. Как правило, это государственное предприятие. Характерен для сферы транспорта, коммунальных услуг, добычи ценных металлов или стратегического сырья ).

Конкурентоспособность представляет собой обобщенный (комплексный) показатель и определяется отношением потребителей к данной услуге. На данный показатель оказывают влияние специфика самой услуги, особенность конъюнктуры рынка, самого потребителя.

Маркетинговый подход планирует увязывать конкурентоспособность услуги с рынком, на котором она будет предоставляться. Поэтому, прежде чем оценивать конкурентоспособность необходимо подвергнуть оценке рынок. При этом следует подвергнуть оценке и рынок, на котором планируется работа фирмы и конкретные потребительские сегменты данного рынка с глубоким исследованием характерных особенностей. Это те направления, по которым должна быть проведена и конкретизирована основная методологическая работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: