После анализа маркетинговой среды организации, ее сильных и слабых сторон, необходимо разработать основные положения маркетинговой стратегии.
Здесь решается вопрос, в рамках какого сегмента организация хочет конкурировать на рынке, какую позицию относительно основных конкурентов она хочет занять и какой должна быть концепция услуги для реализации этой задачи.
Ни один товар или услуга не предназначаются для всех потребителей. Чтобы быть эффективными, стратегии маркетинга требуют деления рынка на однородные сегменты, понимания желаний и потребностей этих сегментов, разработки товаров и услуг, которые отвечают этим потребностям, и развития эффективной маркетинговой стратегии для достижения целевых сегментов. Поэтому фокусирование на сегментах имеет основное значение для завоевания потребителей.
Основания для сегментирования могут быть различными: возраст, доход, семейное положение, жизненный цикл семьи, образ жизни и жизненные ценности и т.д.
Все сегменты должны соответствовать следующим условиям:
|
|
- измеримость (возможность измерения размера и характеристик сегмента);
- значимость (способность приносить хотя бы минимальную прибыль);
- доступность (возможность доступа и обслуживания сегмента);
- реальность (возможность применения стратегий по обслуживанию сегментов).
Особенности сегментирования рынка услуг социальной сферы обусловлены следующими обстоятельствами:
- территориальная ограниченность (общенациональные сети социальных услуг пока являются редкостью);
- территориальные особенности;
- природно-климатические факторы;
- сегменты индивидуальных потребителей и организаций-клиентов.
Глобализация и развитие информационных технологий вносят принципиальные изменения в процесс сегментирования рынка. Возможность создания баз данных на полную генеральную совокупность потребителей приводит к развитию маркетинга, ориентированного на отдельную личность, или сегментированию так называемого рынка одного потребителя.