Анализ внутреннего потенциала организации предназначен для проверки ресурсов и выявления своих конкурентных преимуществ. Цель анализа — выявить возможности организации. Анализ потенциала должен включать практически все сферы деятельности предприятия — производство услуг (технологичность производства), финансы (наличие свободных денежных средств), научные исследования (развитость на предприятии), кадры (профессионализм работающих сотрудников) и т.д.
Анализ сильных и слабых сторон (анализ издержек, объемов продаж, доли рынка, каналов сбыта, тенденций развития рынка) необходим для выявления преимуществ и недостатков по сравнению с основными соперниками. Из выявленных с помощью анализа потенциала резервов экономически наиболее значимыми являются те, которые обеспечивают долгосрочный отрыв от конкурентов.
Особое значение в анализе внутренней среды организации имеют:
- выявление особенностей менеджмента, применяемого в данной организации;
- ее иерархическая структура и нацеленность на достижение маркетинговых целей;
|
|
- роль и место специализированных маркетинговых служб (или
отдельных специалистов-маркетологов);
- информационные источники, характеризующие деятельность
организации.
Анализ внутренней среды должен выявить конкурентные преимущества организации, связанные с ее ресурсным потенциалом:
- собственные ноу-хау;
- квалифицированный персонал;
- имиджевый потенциал;
- материально-техническая база;
- информационные ресурсы;
- недвижимость;
- финансовые ресурсы.
Анализ шансов риска (возможность отклонения от предполагаемой цели, вероятность достижения желаемого результата, возможность материальных потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы) объединяет результаты всех предыдущих видов анализа. Он требуется для возможно более раннего обнаружения тех изменений в макросистеме и на рынке, которые имеют связь с преимуществами и недостатками собственного предприятия. Это облегчает выработку своевременных стратегических решений. Управление риском должно становиться ведущей стратегией организации.
SWOT-анализ подытоживает основные результаты аудита, называя сильные и слабые стороны компании, а также основные существующие угрозы и возможности.
Далее следует анализ бизнес-портфеля предприятия.
Используя специальные аналитические методы (в частности, матрицу рост/доля рынка BCG, и матрицу развития товара/рынка GE), необходимо решить, какие сферы деятельности должны получить больше ресурсов, а какие — меньше.
Кроме того, необходимо принять важные решения относительно способов достижения роста и прибыли организации. В этом поможет матрица развития товара/рынка, представляющая три возможных пути роста: углубление рынка, развитие рынка, диверсификация.
|
|
Таким образом, обобщающий анализ позволяет сократить объем информации до немногих, действительно решающих факторов. Комплексность подхода позволяет анализировать предприятие с учетом его связей со своим окружением; в то же время внимание обращается на немногие, особо существенные шансы и проблемы.
На основе всех этих данных руководство предприятия должно подготовить подробный маркетинговый план, где будут учтены возможные организационные изменения.