Ценовые скидки

Базисная цена - исходная, установленная для основного сорта, наиболее известной марки, серийной модели. Т.е. это исходная цена товара (контрактная, прейскурантная и т.п.) с фиксированными параметрами качества. При поставке товара с параметрами, отличающимися от базовых, уровень цены определяется при помощи надбавок и скидок к базисной цене, учитывающих изменения в качестве товара. Этим термином называют и цену, принятую за базу сравнения, например, при анализе хозяйственной деятельности, исчислении индексов, уровня рентабельности и в др. случаях.

Ценовые скидки уменьшение первоначальной продажной цены продукции. Размер скидок зависит от вида товара, условий платежа и поставки, характера сделки, конъюнктуры рынка и т.д.

В качестве вознаграждения покупателей за определенные действия, такие как ранняя оплата счетов, закупки большого объема или внесезонные закупки, многие компании готовы изменять свои исходные цены. Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен, вследствие широкого применения системы специальных скидок (discount). Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателями и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Различают плановые и тактические скидки (Рисунок 1.1).


Рисунок 2.1 Плановые и тактические скидки

Тактические скидки предоставляются за счет снижения уровня прибыли в цене единицы продукции. При предоставлении таких скидок продавец рассчитывает получить большую массу прибыли за счет увеличения объема продаж. Вопрос часто стоит таким образом: насколько должен увеличиться объем продаж при предоставлении скидки, чтобы масса прибыли возросла? Для предоставления тактических скидок делаются соответствующие расчеты.

Плановые скидки предоставляются за счет снижения уровня затрат продавца (снижение затрат на реализацию). Такие скидки также должны обосновываться соответствующими расчетами.

В мировой практике используется более 20 различных видов скидок. Однако наиболее часто используются следующие скидки:

- количественные;

- бонусные;

- скидка «сконто»;

- сезонные;

- дилерские;

- функциональные;

- специальные;

- экспортные;

- скрытые;

- за возврат ранее купленного товара;

- закрытые;

- клубные

- на уторговывание.

Количественная скидка — это скидка за объем покупаемого товара. Она обычно устанавливается при закупке большой партии товара. Такая скидка рассчитывается в процентах к общей стоимости установленного объема поставки (например, при покупке партии свыше 100 шт. скидка равна 10 %).

Бонусная скидка, или скидка за оборот, предоставляется постоянным покупателям. Устанавливается определенная шкала цен в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.

Иногда эти скидки достигают 15-30 % оборота. Так, ведущие авиакомпании разработали систему учета своих постоянных клиентов и в зависимости от результатов предоставляют им скидки. Аналогично и крупные рестораны ведут учет своих посетителей, скидка начинает действовать при посещении ресторана более 5 раз в неделю.

Скидка «сконто» - скидка при платеже наличными или раньше срока (без кредита). Например, если покупатель расплачивается наличными в течение 10 дней, он получает эту скидку. Скидка может устанавливаться и в виде процента от суммы, полученной в течение месяца. Например, в условиях договора может быть сказано, что если товар оплачивается в течение 10 дней, а не 30, то покупатель может платить на 2% меньше.

Сезонные скидки предоставляются потребителю за покупку товара или услуг вне сезона. Эти скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень, производства, ритмичность загрузки. Скидки бывают предсезонные и послесезонные. Туристические, авиационные, гостиничные компании наиболее часто предлагают такие скидки клиентам. Например, туристические организации снижают иногда цену на 40% и более от первоначального уровня цен.

Функциональные скидки, или торговые, предоставляются тем, кто принимает непосредственное участие в продвижении товара, обеспечивает хранение, реализацию продукции.

Дилерские скидки предоставляются постоянным представителям, посредникам по сбыту. Эти скидки широко распространены при продаже сложного, стандартного оборудования. Они обычно составляют 20 %от розничной цены. Величина скидки должна покрывать расходы дилера на продажу и сервис и обеспечивать ему определенную прибыль.

Специальные скидки устанавливаются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы (крупные оптовики или организации, пользующиеся доверием). К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы. Они могут достигать 8-10 % от общей величины заказа.

Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров за рубеж сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Применение этих скидок позволяет повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке.

Скрытые скидки предусмотрены для покупателя в виде льготных, беспроцентных кредитов, скидок на фрахт, предоставления бесплатных образцов, оказания некоторых услуг.

Скидки за возврат ранее купленного товара (зачет) получают покупатели при возврате ранее купленного у данной организации товара устаревшей модели, например, при покупке автомобилей, стандартного оборудования. Они составляют 25-30% прейскурантной цены.

Закрытые, или трансфертные скидки используются во внутриорганизационном обороте.

Клубные скидки предоставляются членам национальных и международных клубов. Как правило, существует определенная сеть магазинов, объектов бытового обслуживания, торгующих со скидками, эти скидки распространяются на перевозку, аренду автомашин, гостиничные, ресторанные услуги, страховку.

Скидка на уторговывание предусматривается на заключительном этапе согласования цен.

В соответствии с п.17 положения № 183 субъекты предпринимательской деятельности имеют право предоставлять покупателям скидки с установленных ими отпускных цен.

Скидки в зависимости от условий договора поставки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом предпринимательской деятельности порядком применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать фиксированные размеры скидок и конкретные условия, в зависимости от которых они предоставляются. При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавка взимается к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки.

Оптовые скидки предоставляются торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю, в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам, утвержденным организациями-изготовителями или импортерами и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки.

Оптовая скидка, представленная организацией-изготовителем для реализации изготовленного ею товара, может делиться между торговыми организациями, если они являются дочерними унитарными предприятиями организации-изготовителя или более 50 процентов акций (доли в уставном фонде) которых принадлежат организации-изготовителю.

Скидки с тарифов на услуги, предоставляются в порядке, определяемом субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно.

Организации розничной торговли и общественного питания имеют право предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены). Организации розничной торговли и общественного питания самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок предоставления скидок, в котором предусматриваются условия предоставления скидок (от количества и суммы приобретаемых товаров (покупки), времени их приобретения (часы, дни, месяцы, сезоны), в период проведения акций и другого), и конкретные размеры скидок. При этом в реестр розничных цен изменения не вносятся.

Снижение розничных (продажных) цен (кроме фиксированных) в организациях розничной торговли и общественного питания на товары (продукцию), не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, при проведении рекламных акций осуществляется за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: