Мифология современного мира неразрывно связана с идеологией, поэтому остановимся на некоторых определениях идеологии. Известный исследователь Славой Жижек считает, что «идеологическое пространство содержит несопряженные, несвязанные элементы – «плавающие означающие», сама идентичность которых «открыта» и предопределяется их сочленением в цепочки с другими символическими элементами. Центральным у Жижека здесь является понятие «плавающего означающего», которое впервые было применено французским психоаналитиком Ж. Лаканом. Каким же образом этот теоретический конструкт использует С. Жижек в отношении к идеологии?
Жижек рассматривает это на примере. Предполагается, что в идеологическом пространстве «плавают» те или иные «означающие» – «свобода», «равенство», «государство», «справедливость», «процветание», «разруха», «мир». При внесении в этот конгломерат более сильного, господствующего означающего («коммунизм»), всем остальным придается определенное в данном случае «коммунистическое» значение. Тогда становится ясно, что настоящая свобода возможна только после преодоления природы буржуазной свободы, которая на самом деле лишь одна из форм порабощения; «государство» становится орудием господства правящего класса; «равенство» выступает как лозунг мелкой буржуазии, направленный на устранение дворянских привилегий; рыночный обмен не может быть «справедливым», поскольку сама форма эквивалентного обмена между трудом и капиталом предполагает эксплуатацию; «процветание» стране может обеспечить только социалистическая плановая организация хозяйства и т.п. То есть пристегивание «коммунистического» означающего к «плавающим означающим» выстраивает из них вполне законченную, все объясняющую картину мира. Точно также пристегивание «либерального», «консервативного» означающего формирует другие ряды значений из тех же означающих, и картина мира меняется калейдоскопически.
|
|
Почему идеология может быть успешной? Жижек выдвигает несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, идеология всегда претендует на истинность. Во-вторых, идеология внутренне непротиворечива и позволяет поставить себе на службу даже факты, ее опровергающие. В-третьих, идеология стремится избежать работы с содержанием, так как содержание может быть фальсифицировано, а форма не имеет оснований для критики и сомнения.
При анализе идеологии следует различать три основных вопроса: 1) «Что такое идеология?»; 2) «Как действует механизм идеологии?»; 3) «Почему возникает потребность в идеологии?».
Ответ на эти три вопроса составляет две части. В первой части демонстрируются возможные причины, по которым идеология становится эффективна и актуальна, а также делаются пояснения, касающиеся носителей идеологии. Во второй части объединены ответы на первый и второй вопросы. Такое объединение сделано по причине того, что сложно дать определение идеологии, не объясняя механизмов ее «работы».
|
|
Часть I. Эпоху идеологически определенных массовых движений открыла Французская революция, и с тех пор идеологии выступали важным средством самоопределения различных социальных сил. Также оказалось, что идеология может быть сильным средством сохранения господства, когда социальный порядок стало возможно поддерживать не на штыке, а на кончике пера, то есть с помощью СМИ. Поддержание порядка таким способом стало сопряжено с меньшими экономическими и организационными издержками, Постепенно идеологией как средством борьбы за господство овладевало все большее число социальных групп.
Из политической сферы идеология перемещается в сферу профессиональную и культурную. Для профессиональных групп идеология выполняет некоторые внутренние и внешние функции: внутренние – формирование образцов идентификации, поддержание корпоративной целостности, передача основ профессиональной этики; внешние – формирование благоприятного образа группы, выполняющей социально значимые функции, способ легитимации власти через тезис о связи; качества работы с имеющимися credentials, расширение сфер влияния, получение дополнительных экономических и социальных привилегий от общества. В профессиональной сфере существует дифференциация между «идеологами», т. е. теми, кто производит и транслирует идеологический дискурс, главным образом через профессиональные объединения, кодексы профессиональной этики и т. п., и остальным профессиональным сообществом, принимающим идеологию и воспроизводящим ее в своих социальных практиках.
Часть II. Идеология стремится к репрезентации в пространстве публичного обсуждения. Став спутницей современного общества, во многом живущего в символическом пространстве средств массовой коммуникации, за его пределами идеология распадается подобно медузе, вынесенной из морской воды и оставленной на солнце. Идеология закрытого клуба может быть и существует, но она не способна оформиться в идеологию до тех пор, пока не выходит за стены этого клуба. Только переместившись на страницы газет и интернет-сайтов, воспроизводясь на радио и по телевидению, высказывания становятся идеологией.
Идеология репрезентирует себя как мнение большинства или хотя бы как мнение, о котором большинство не знает в настоящий момент, но, которое, безусловно, будет разделяться большинством, когда оно узнает об этом мнении.
Идеология смело берет на себя миссию просвещения, используя дидактику воздействия и убеждения.
Идеология апеллирует к научности как наиболее авторитетной форме знания. Наука и техника составляют основу легитимации господства в современном обществе. При этом широко используется научная лексика, часто в отрыве от наличествующего научного контекста. В обсуждении экологических проблем «зеленые» и менеджеры предприятий, выбрасывающих в окружающую среду ядовитые отходы, прибегают к помощи ученых, признавая их мнение как самое авторитетное.
Идеология предполагает восприятие реальности через установленную жесткую систему ценностных координат. Идеология дуалистична, противопоставляет чистое «мы» злому «они», провозглашая: кто не со мной, тот против меня». Идеология позволяет различить «+» и «–», не вдаваясь в причины такого различения. Идеология стремится быть простой и четкой, даже в том случае, когда эти простота и ясность искажают обсуждаемый предмет. Идеологическая картина рисуется четкими линиями, черной и белой красками. Идеолог пользуется преувеличением и шаржем, как карикатурист.
|
|
Идеология внутренне непротиворечива: с помощью идеологии можно объяснить все, находясь в пределах избранной идеологической системы.
Идеология исходит из нескольких простых концептов, которые при воспроизведении тасуются и формально подаются «под разным соусом». Идеология – это рутинизация, то есть бесконечное повторение, тиражирование, автоматическое усвоение идеи. Идеология обращена к потенциально безграничной аудитории, и поэтому апеллирует простыми лингвистическими конструктами.
Идеология иерархизирует мышление, навязывает стиль мышления, навязывает стиль жизни.
Идеология стремится совершить экспансию на все большее число символических пространств: наука, политика, повседневность, искусство, экономика. Таким образом, идеология – мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.
Идеология мифологична. Идеология широко использует риторические обороты и взывает к эмоциональному восприятию феноменов. Наукообразность не лишает идеологию эмоциональности, но предлагает рационализованные объяснения этой эмоциональности.
Резюме
• Риторика является теорией ораторской речи, поэтому ее использование в PR важно при подготовке и произнесенияи речей. Риторика имеет три программы: инвенция – отбор аргументов, эмоциональных отсылок; диспозиция – расположение отобранного; элокуция – вербальная реализация отобранного вплоть до фонетического уровня.
• Теория аргументации – это социальная, интеллектуальная и вебальная деятельность, направленная на оправдание или опровержение некого мнения. Разрешение спора происходит в четыре этапа: 1) стадия конфронтации, где выдвигается и подвергается сомнению точка зрения; 2) стадия открытия дискуссии, где стороны договариваются о правилах дискуссий и защищают/критикуют точку зрения; 3) стадия аргументации, представляющая собой реальную дискуссию, когда требуется дальнейшая аргументация для разрешения сомнений; 4) заключительная стадия, где устанавливается то, как разрешен спор. Для PR важны следующие ориентации теории аргументации: подлинная речевая реальность, порождение аргументации, направленность на собеседника.
|
|
• Герменевтика – искусство понимания и истолкования. Общей целью герменевтики является гармонизация отношений, что способствовало возникновению понятия герменевтического круга. Суть данного явления заключается в понимании части с точки зрения целого, а целого – с точки зрения частей. Герменевтика следует следующим канонам, сформулированным Ф. Шлейермахером: 1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка автора и его первоначального круга читателей. 2. Смысл всякого слова в данном месте должен определяться по его связи со смыслом контекста.
• В основе НЛП лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейролингвистических программ. Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Значимыми для PR являются такие аспекты НЛП, как принцип «карты и территории», рефрейминг, метафора, три позиции восприятия, списки для визуального наблюдения и техника «якоря». Человек получает коммуникацию по множеству каналов (аудио, визуальный и кинестетический), но у каждого человека существует доминирующий канал, на который стоит делать акцент при подаче информации.
• В последнее время пропаганда базируется на научных основаниях. Существует две модели пропагандистской коммуникации: модель искривленного источника, модель легитимизации источника. Кроме этого, пропаганда достаточно эффективно использует слухи, в результате чего появляется модель слухового источника.
• Критикуя мягкий и жесткий подходы в теории переговоров, Гарвардская программа предложила подход, названный «принципиальные переговоры». Его основными постулатами являются четыре пункта: делать разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров, сосредотачиваться на интересах, а не на позициях, разрабатывать взаимовыгодные варианты, использовать объективные критерии.
• Мифология неразрывно связана с идеологией. Причинами успешности идеологии являются: претензия на истинность, внутренняя непротиворечивость, работа с формой, а не содержанием.