На протяжении всей жизни человека идет процесс социализации - усвоение им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями:
- стихийное влияние на человека обстоятельств жизни;
- целенаправленное воздействие на него со стороны общества, в процессе воспитания, через систему образования. Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, то обычно говорят о его самообразовании.
От качества образования во многом зависят темпы экономического и политического развития общества, его нравственное состояние. Функции образования:
- создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;
- сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.
Исторически доказано, что в системе образования необходимо государственное регулирование. Структура образования:
|
|
- государственный уровень (финансирование с государственного бюджета);
- негосударственный уровень. Негосударственная система образования:
- частные школы;
- колледжи;
- вузы.
Существуют и другие типы учебных заведений
- квакерские школы в Англии;
- духовные семинарии:
- медресе и т.д.
В «Законе об образовании РФ» выделяются следующие ступени образования:
- дошкольное;
- общее начальное (1-4-e классы);
- общее основное (5-9-е классы);
- общее среднее (полное, 10-11-е классы);
- профессиональное начальное (ПТУ и т.п.):
- профессиональное среднее (техникумы и т.п.);
- профессиональное высшее (вузы);
- послевузовское (аспирантура и т.п.).
Основным институтом современного образования является школа.
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Требования общества к «образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие направления образования в современном мире:
- гуманизация;
- гуманитаризация;
- интернационализация.
Гуманизация - это большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам.
Гуманитаризация - это усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин.
Интернационализация - это максимальное сближение национальных образовательных систем (Болонская конвенция).
|
|
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.