Образование как ценность

На протяжении всей жизни человека идет процесс социали­зации - усвоение им социального опыта прошлых и современ­ных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путя­ми:

- стихийное влияние на человека обстоятельств жизни;

- целенаправленное воздействие на него со стороны общест­ва, в процессе воспитания, через систему образования. Под об­разованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навы­ков либо по их совершенствованию. Если такие знания, уме­ния и навыки приобретаются человеком самостоятельно, то обычно говорят о его самообразовании.

От качества образования во многом зависят темпы экономи­ческого и политического развития общества, его нравственное состояние. Функции образования:

- создание условий и предпосылок для социальной мобиль­ности человека или социальной группы;

- сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Исторически доказано, что в системе образования необхо­димо государственное регулирование. Структура образования:

- государственный уровень (финансирование с государст­венного бюджета);

- негосударственный уровень. Негосударственная система образования:

- частные школы;

- колледжи;

- вузы.

Существуют и другие типы учебных заведений

- квакерские школы в Англии;

- духовные семинарии:

- медресе и т.д.

В «Законе об образовании РФ» выделяются следующие ступени образования:

- дошкольное;

- общее начальное (1-4-e классы);

- общее основное (5-9-е классы);

- общее среднее (полное, 10-11-е классы);

- профессиональное начальное (ПТУ и т.п.):

- профессиональное среднее (техникумы и т.п.);

- профессиональное высшее (вузы);

- послевузовское (аспирантура и т.п.).

Основным институтом современного образования является школа.

Под системой образования понимается совокупность обра­зовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Требования общества к «образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики

В настоящее время в России идет становление новой систе­мы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие направления образования в современном мире:

- гуманизация;

- гуманитаризация;

- интернационализация.

Гуманизация - это большое внимание общества к лично­сти, ее психологии, интересам.

Гуманитаризация - это усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин.

Интернационализация - это максимальное сближение на­циональных образовательных систем (Болонская конвенция).

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- право личности на свободное развитие;

- единство федерального образования при праве на своеоб­разие образования национальных и региональных культур;

- общедоступность образования;

- адаптивность системы образования к потребностям обу­чаемых;

- светский характер образования в государственных учреж­дениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: