Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация. Иногда используется синоним данного понятия - «средства массовой информации». Коммуникация в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.
Непременным условием осуществления массовой коммуникации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированностъ массовой коммуникации, Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать:
- средства массовой информации (СМИ);
- средства массового воздействия;
- собственно технические средства.
К СМИ относятся:
- периодическая печать (пресса);
- радио;
- телевидение;
- интернет.
К средствам массового воздействия относятся:
- кино;
- театр;
- цирк;
- все зрелищные представления;
- художественная литература.
Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации:
- телефон;
-телетайп и т.д.
Они не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми сторонами жизни.
СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию.
Важным условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную формацию, т.к. СМИ являются социальным институтом, к которому массовая аудитория имеет доверие.
Между СМИ и общественным мнением существует двусторонняя связь: общественное мнение формируется под воздействием СМИ и само оказывает влияние на содержание и способы подачи информации в СМИ.
СМИ оказывают большое влияние на развитие духовной сферы (через массовую культуру), политической сферы (СМИ называют «четвертой ветвью власти») и даже экономику (информация СМИ может существенно повлиять на биржевые курсы валют и ценных бумаг).
Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций:
- информационная - заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.д. При этом содержание информации определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал;
- регулирующая - имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом (при определенных условиях эта функция может служить целям «промывания мозгов»);
- культурологическая - выполняет задачу ознакомления с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.