Средства массовой коммуникации

Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к по­стоянному расширению. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация. Иногда используется синоним данного понятия - «средства массовой информации». Коммуникация в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

В социологии массовая коммуникация понимается как соци­ально обусловленное явление, основной функцией которого яв­ляется воздействие на аудиторию через содержание передавае­мой информации.

Непременным условием осуществления массовой коммуни­кации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированностъ массовой коммуникации, Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать:

- средства массовой информации (СМИ);

- средства массового воздействия;

- собственно технические средства.

К СМИ относятся:

- периодическая печать (пресса);

- радио;

- телевидение;

- интернет.

К средствам массового воздействия относятся:

- кино;

- театр;

- цирк;

- все зрелищные представления;

- художественная литература.

Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации:

- телефон;

-телетайп и т.д.

Они не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми сторонами жизни.

СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование инфор­мации и благодаря этому являются мощным механизмом воз­действия на массовую аудиторию.

Важным условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную формацию, т.к. СМИ являются социальным институтом, к которому массовая аудитория имеет доверие.

Между СМИ и общественным мнением существует двусторонняя связь: общественное мнение формируется под воздействием СМИ и само оказывает влияние на содержание и способы подачи информации в СМИ.

СМИ оказывают большое влияние на развитие духовной сферы (через массовую культуру), политической сферы (СМИ называют «четвертой ветвью власти») и даже экономику (ин­формация СМИ может существенно повлиять на биржевые кур­сы валют и ценных бумаг).

Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций:

- информационная - заключается в предоставлении массо­вому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей - деловой, науч­но-технической, политической, юридической, медицинской и т.д. При этом содержание информации определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не толь­ко расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал;

- регулирующая - имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кон­чая контролем над обществом (при определенных условиях эта функция может служить целям «промывания мозгов»);

- культурологическая - выполняет задачу ознакомления с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохране­ния культурных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: